Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Клагес

Глоссарий по философии
  1. (klages) людвиг (род. 10 дек. 1870, ганновер – ум. 29 июля 1956, кильхберг, близ цюриха) – нем. психолог и философ; представлял биоцентристскую метафизику и развивал методы учения о выражении. всякое физиономиста ческое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. связь тела и души интересует клагеса не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах: тело есть проявление души, душа – смысл живого тела. из противоположности выразительных движений и движений воли клагес делает заключение о противоположности души и тела: подчинить жизнь, полярностями которой являются тело и душа, уму – это требование сначала бессознательного, потом сознательной воли все более высокой мысли. последнему тезису посвящено осн. произв. клагеса «der geist als widersacher der seele» (3 bde., 1929-1932). b «rhythmus» (1933) он изображает механический такт как противоположность живого ритма. главные его работы в области науки о выражении и характерологии: «handschrift und charakter», 1917; «vom kosmogonischen eros», 1922; «die grundlage der charakterkunde», 1926; «goethe als seelenforschen», 1932; «die sprache als quell der seelenkunde», 1948.

  2. (klages) людвиг (1870-1956) , немецкий психолог и философ. представитель философии жизни. работы по характерологии и графологии. рассматривал дух как "акосмическую" силу, разрушающую целостность душевной жизни.


Klages, английский



Наблюдение, русский
  1. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, ус

  2. 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.

  3. 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

  4. – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. на его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.

  5. , целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

  6. Система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта.

  7. Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены

  8. Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.


Наблюдения, русский

Объяснение, русский
  1. Объяснение, изъяснение, пояснение, разъяснение, освещение, толкование, иллюстрация, комментарий, мотивировка. превратное толкование закона, извращение смысла закона.

  2. – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. при этом остальное почти всегда остается необъяснимым. естественнонаучному «объяснению» дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание». см. также описание.

  3. , функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.

  4. Одна из функций интеллектуальной системы. о. предоставляет пользователю информацию о том, как интеллектуальная система получила выданное пользователю решение. в отличие от обоснования о. опирается лишь на тот маршрут, который сохранился в памяти системы от процесса поиска решения. используя этот маршрут, интеллектуальная система формирует пользователю о. на профессиональном естественном языке, позволяющее ему представить все принципиальные шаги решения.

  5. Раскрытие сущности чеголибо.


Проявление, русский
    Проявление , изображение


Противоположности, русский
    Теория цветового видения (в настоящее время подтвержденная экспериментально), утверждающая, что мы ощущаем цвет в терминах противоположных пар красный-зеленый, синий-красный и темный-светлый. в настоящее время эта теория согласована с теорией трехцветност


Заключение, русский
  1. Заключение , вывод, конец, мнение , сделать заключение

  2. Заключение , приговор , место заключения


Требование, русский
  1. Требование, иск, спрос, домогательство, притязание, претензия, призыв, приглашение, вызов, зов, клич. ультиматум. школа, соответствующая запросам крестьянского хозяйства. , воля , возвышать свои требования

  2. 1. просьба в категорической форме, документе такой просьбой; 2. категорическое распоряжение; 3. документ, служащий основанием для отпуска материалов в производство. служит также основанием и для списания материалов на складе. применяется на предприятиях п

  3. Requirement

  4. Своеобразная информация о том, каким свойствам и признакам одежды отдается предпочтение в данный момент.

  5. Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

  6. Это установленный количественный уровень значения характеристики или показателя оцениваемого объекта, либо вербальная форма, устанавливающая его качественное соответствие поставленным целям


Механический, русский
    Механический , невольный


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Handschrift, немецкий

Кларк, русский
  1. (clarke) сэмюэль (род. 11 okt. 1675, норидж – ум. 17 мая 1729, лестер) – англ, философ, занимавшийся проблемами морали, с 1707- – пастор в лондоне; друг ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с лейбницем; выступал против материализма и атеизма. основой этики кларк считал определяемое природой место, которое занимает в мире человек. осн. произв. – «the unchangeable obligation of natural religion and truth», 1706.

  2. (clark) , американские оптики-шлифовальщики и астрономы-любители: отец алван (1804-87) и сыновья джордж (1827-91), алван грэм (1832-97). изготовили объективы для крупнейших в мире рефракторов пулковской, ликской, йеркской и других обсерваторий. открыли несколько двойных звезд, спутник сириуса.

  3. (clarke) александер росс (1828-1914) , английский геодезист, иностранный член-корреспондент петербургской ан (1867). под руководством кларка определены (1866) размеры земного эллипсоида, принятого в сша, канаде и мексике.

  4. (clark) джон бейтс (1847-1938) , американский экономист. основоположник теории предельной производительности.

  5. (clarke) остин (1896-1974) , ирландский поэт. стихи на сюжеты ирландского эпоса и из современной жизни. сборники "мщение финна" (1917), "древние огни" (1955), "эхо в куле" (1968), стихотворные драмы.

  6. (сlarke) самюэль (1675-1729) , английский философ, англиканский богослов; придворный проповедник. друг и ученик и. ньютона, в переписке с лейбницем противопоставил его концепции ньютоновские понятия абсолютного времени и абсолютного пространства.

  7. Среднее относительное содержание химического элемента в земной коре, на какой-либо планете, на солнце, в космическом про-странстве и т.д.; выражается в массовых или атомных процентах.


Китайская философия, русский
    – 1. предыстория китайской философии (до 6 в. до р. x.). в самый ранний период в кит. философии (книга шуцзин) господствует космогоническое учение, культ неба, который не только объясняет движение звезд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали. наполняющие вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы ян и инь, о которых говорится в книге «ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности. в целом наиболее древняя кит. философия до 7 в. до р. x. была практической посюсторонней символической крестьянской религией. 2. древняя китайская философия (600-200 до р. x.). в 6 в. до р. x. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется еще и в настоящее время: конфуций и лао-цзы. конфуций считал необходимыми две главные добродетели: человеколюбце и почтительность к старшим. эти понятия добродетелей мо ди развивает в понятие всеобщей любви, позволяющее ему требовать социальных реформ. учение лао-цзы и дао в поэтической форме излагал чжуан-цзы, в то время как ян чжу дал материалистическое понимание дао. хуэй ши (4 в. до р. x.) – первый логик и софист. шан ян и хань фэйцзы как философы, занимающиеся вопросами государства, являются главными представителями фацзя, т.е. «законников». этическое учение конфуция было развито мэн-цзы в духе оптимизма и сюнь-цзы в духе пессимизма. завершение классического периода древней кит. философии, занимающего важное место в ее развитии (кон. 3 в. до р. x.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением книг. 3. средневековый период китайской философии (200 до р. x. – 1000 после р. x.). для этого периода характерна полемика между проникнувшим в 1 в. после р. x. в китай буддизмом, с одной стороны, и, с другой – даосизмом и конфуцианством, которые в свою очередь также полемизировали друг с другом; конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. выдающиеся мыслители: император династии хань уди (2 в. до р. x., конфуцианец; при нем конфуцианство впервые становится государственным учением), даосисты ян сюн и го хун (натурфилософ, мистик). в 1 в. после р. x. жил вэн чун, радикальный философ-материалист. в 6 в. расцветает буддизм, в 7 в. начинается его преследование. в 10 в., в эпоху династии сун, важное место заняло неоконфуцианство, создавшее ту форму конфуцианства, которая и по сей день играет значительную роль; под его влиянием находился натурфилософ чжоу дуньи. к наиболее значительным и влиятельным мыслителям этого времени относятся братья чен, а также чжу си – «второй конфуций» (см. также японская философия). 4. новое время китайской философии (с 1000). оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 – дарование роду конфуция более высокого дворянского звания, 1503 – причисление конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). с др. стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма – 1183). значительных мыслителей немного; следует упомянуть ван янмина, который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. христианство, проникнув к тому времени в китай, смогло оказать влияние на кит. философию. значительно позднее выступает педагог янь юань (18 в.); из 20 в. следует в первую очередь упомянуть гу хунмина, который ведет борьбу за чистоту кит. философии, а также сунь ятсена.