|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клагес
Глоссарий по философии |
- (klages) людвиг (род. 10 дек. 1870, ганновер – ум. 29 июля 1956, кильхберг, близ цюриха) – нем. психолог и философ; представлял биоцентристскую метафизику и развивал методы учения о выражении. всякое физиономиста ческое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. связь тела и души интересует клагеса не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах: тело есть проявление души, душа – смысл живого тела. из противоположности выразительных движений и движений воли клагес делает заключение о противоположности души и тела: подчинить жизнь, полярностями которой являются тело и душа, уму – это требование сначала бессознательного, потом сознательной воли все более высокой мысли. последнему тезису посвящено осн. произв. клагеса «der geist als widersacher der seele» (3 bde., 1929-1932). b «rhythmus» (1933) он изображает механический такт как противоположность живого ритма. главные его работы в области науки о выражении и характерологии: «handschrift und charakter», 1917; «vom kosmogonischen eros», 1922; «die grundlage der charakterkunde», 1926; «goethe als seelenforschen», 1932; «die sprache als quell der seelenkunde», 1948.
- (klages) людвиг (1870-1956) , немецкий психолог и философ. представитель философии жизни. работы по характерологии и графологии. рассматривал дух как "акосмическую" силу, разрушающую целостность душевной жизни.
|
Klages, английский
|
Наблюдение, русский
- 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, ус
- 1. изучение, исследование; 2. надзор за чем-либо; 3. слежение, обследование.
- 1. изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс. в наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.
- – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. в зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда события анализируются как бы «изнутри». с развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. на его результаты в большей степени влияют уровень опыта и квалификации наблюдателя. тем не менее наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках, особенно в социологии и социальной психологии, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому. одним из методов исследования в психологии является самонаблюдение, являющееся частным случаем наблюдения.
- , целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).
- Система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта.
- Целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены
- Метод эмпирического познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.
Наблюдения, русский
Объяснение, русский
- Объяснение, изъяснение, пояснение, разъяснение, освещение, толкование, иллюстрация, комментарий, мотивировка. превратное толкование закона, извращение смысла закона.
- – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. при этом остальное почти всегда остается необъяснимым. естественнонаучному «объяснению» дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание». см. также описание.
- , функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.
- Одна из функций интеллектуальной системы. о. предоставляет пользователю информацию о том, как интеллектуальная система получила выданное пользователю решение. в отличие от обоснования о. опирается лишь на тот маршрут, который сохранился в памяти системы от процесса поиска решения. используя этот маршрут, интеллектуальная система формирует пользователю о. на профессиональном естественном языке, позволяющее ему представить все принципиальные шаги решения.
- Раскрытие сущности чеголибо.
Проявление, русский
Проявление , изображение
Противоположности, русский
Теория цветового видения (в настоящее время подтвержденная экспериментально), утверждающая, что мы ощущаем цвет в терминах противоположных пар красный-зеленый, синий-красный и темный-светлый. в настоящее время эта теория согласована с теорией трехцветност
Заключение, русский
- Заключение , вывод, конец, мнение , сделать заключение
- Заключение , приговор , место заключения
Требование, русский
- Требование, иск, спрос, домогательство, притязание, претензия, призыв, приглашение, вызов, зов, клич. ультиматум. школа, соответствующая запросам крестьянского хозяйства. , воля , возвышать свои требования
- 1. просьба в категорической форме, документе такой просьбой; 2. категорическое распоряжение; 3. документ, служащий основанием для отпуска материалов в производство. служит также основанием и для списания материалов на складе. применяется на предприятиях п
- Requirement
- Своеобразная информация о том, каким свойствам и признакам одежды отдается предпочтение в данный момент.
- Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
- Это установленный количественный уровень значения характеристики или показателя оцениваемого объекта, либо вербальная форма, устанавливающая его качественное соответствие поставленным целям
Механический, русский
Механический , невольный
Противоположность, русский
- Противоположность , в противоположность
- – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).
Handschrift, немецкий
|
Кларк, русский
- (clarke) сэмюэль (род. 11 okt. 1675, норидж – ум. 17 мая 1729, лестер) – англ, философ, занимавшийся проблемами морали, с 1707- – пастор в лондоне; друг ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с лейбницем; выступал против материализма и атеизма. основой этики кларк считал определяемое природой место, которое занимает в мире человек. осн. произв. – «the unchangeable obligation of natural religion and truth», 1706.
- (clark) , американские оптики-шлифовальщики и астрономы-любители: отец алван (1804-87) и сыновья джордж (1827-91), алван грэм (1832-97). изготовили объективы для крупнейших в мире рефракторов пулковской, ликской, йеркской и других обсерваторий. открыли несколько двойных звезд, спутник сириуса.
- (clarke) александер росс (1828-1914) , английский геодезист, иностранный член-корреспондент петербургской ан (1867). под руководством кларка определены (1866) размеры земного эллипсоида, принятого в сша, канаде и мексике.
- (clark) джон бейтс (1847-1938) , американский экономист. основоположник теории предельной производительности.
- (clarke) остин (1896-1974) , ирландский поэт. стихи на сюжеты ирландского эпоса и из современной жизни. сборники "мщение финна" (1917), "древние огни" (1955), "эхо в куле" (1968), стихотворные драмы.
- (сlarke) самюэль (1675-1729) , английский философ, англиканский богослов; придворный проповедник. друг и ученик и. ньютона, в переписке с лейбницем противопоставил его концепции ньютоновские понятия абсолютного времени и абсолютного пространства.
- Среднее относительное содержание химического элемента в земной коре, на какой-либо планете, на солнце, в космическом про-странстве и т.д.; выражается в массовых или атомных процентах.
Китайская философия, русский
– 1. предыстория китайской философии (до 6 в. до р. x.). в самый ранний период в кит. философии (книга шуцзин) господствует космогоническое учение, культ неба, который не только объясняет движение звезд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали. наполняющие вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы ян и инь, о которых говорится в книге «ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности. в целом наиболее древняя кит. философия до 7 в. до р. x. была практической посюсторонней символической крестьянской религией. 2. древняя китайская философия (600-200 до р. x.). в 6 в. до р. x. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется еще и в настоящее время: конфуций и лао-цзы. конфуций считал необходимыми две главные добродетели: человеколюбце и почтительность к старшим. эти понятия добродетелей мо ди развивает в понятие всеобщей любви, позволяющее ему требовать социальных реформ. учение лао-цзы и дао в поэтической форме излагал чжуан-цзы, в то время как ян чжу дал материалистическое понимание дао. хуэй ши (4 в. до р. x.) – первый логик и софист. шан ян и хань фэйцзы как философы, занимающиеся вопросами государства, являются главными представителями фацзя, т.е. «законников». этическое учение конфуция было развито мэн-цзы в духе оптимизма и сюнь-цзы в духе пессимизма. завершение классического периода древней кит. философии, занимающего важное место в ее развитии (кон. 3 в. до р. x.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением книг. 3. средневековый период китайской философии (200 до р. x. – 1000 после р. x.). для этого периода характерна полемика между проникнувшим в 1 в. после р. x. в китай буддизмом, с одной стороны, и, с другой – даосизмом и конфуцианством, которые в свою очередь также полемизировали друг с другом; конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. выдающиеся мыслители: император династии хань уди (2 в. до р. x., конфуцианец; при нем конфуцианство впервые становится государственным учением), даосисты ян сюн и го хун (натурфилософ, мистик). в 1 в. после р. x. жил вэн чун, радикальный философ-материалист. в 6 в. расцветает буддизм, в 7 в. начинается его преследование. в 10 в., в эпоху династии сун, важное место заняло неоконфуцианство, создавшее ту форму конфуцианства, которая и по сей день играет значительную роль; под его влиянием находился натурфилософ чжоу дуньи. к наиболее значительным и влиятельным мыслителям этого времени относятся братья чен, а также чжу си – «второй конфуций» (см. также японская философия). 4. новое время китайской философии (с 1000). оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 – дарование роду конфуция более высокого дворянского звания, 1503 – причисление конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). с др. стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма – 1183). значительных мыслителей немного; следует упомянуть ван янмина, который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. христианство, проникнув к тому времени в китай, смогло оказать влияние на кит. философию. значительно позднее выступает педагог янь юань (18 в.); из 20 в. следует в первую очередь упомянуть гу хунмина, который ведет борьбу за чистоту кит. философии, а также сунь ятсена.
|
|
|
|
|
|
|