Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Китайская философия

Глоссарий по философии
    – 1. предыстория китайской философии (до 6 в. до р. x.). в самый ранний период в кит. философии (книга шуцзин) господствует космогоническое учение, культ неба, который не только объясняет движение звезд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали. наполняющие вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы ян и инь, о которых говорится в книге «ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности. в целом наиболее древняя кит. философия до 7 в. до р. x. была практической посюсторонней символической крестьянской религией. 2. древняя китайская философия (600-200 до р. x.). в 6 в. до р. x. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется еще и в настоящее время: конфуций и лао-цзы. конфуций считал необходимыми две главные добродетели: человеколюбце и почтительность к старшим. эти понятия добродетелей мо ди развивает в понятие всеобщей любви, позволяющее ему требовать социальных реформ. учение лао-цзы и дао в поэтической форме излагал чжуан-цзы, в то время как ян чжу дал материалистическое понимание дао. хуэй ши (4 в. до р. x.) – первый логик и софист. шан ян и хань фэйцзы как философы, занимающиеся вопросами государства, являются главными представителями фацзя, т.е. «законников». этическое учение конфуция было развито мэн-цзы в духе оптимизма и сюнь-цзы в духе пессимизма. завершение классического периода древней кит. философии, занимающего важное место в ее развитии (кон. 3 в. до р. x.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением книг. 3. средневековый период китайской философии (200 до р. x. – 1000 после р. x.). для этого периода характерна полемика между проникнувшим в 1 в. после р. x. в китай буддизмом, с одной стороны, и, с другой – даосизмом и конфуцианством, которые в свою очередь также полемизировали друг с другом; конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. выдающиеся мыслители: император династии хань уди (2 в. до р. x., конфуцианец; при нем конфуцианство впервые становится государственным учением), даосисты ян сюн и го хун (натурфилософ, мистик). в 1 в. после р. x. жил вэн чун, радикальный философ-материалист. в 6 в. расцветает буддизм, в 7 в. начинается его преследование. в 10 в., в эпоху династии сун, важное место заняло неоконфуцианство, создавшее ту форму конфуцианства, которая и по сей день играет значительную роль; под его влиянием находился натурфилософ чжоу дуньи. к наиболее значительным и влиятельным мыслителям этого времени относятся братья чен, а также чжу си – «второй конфуций» (см. также японская философия). 4. новое время китайской философии (с 1000). оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 – дарование роду конфуция более высокого дворянского звания, 1503 – причисление конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). с др. стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма – 1183). значительных мыслителей немного; следует упомянуть ван янмина, который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. христианство, проникнув к тому времени в китай, смогло оказать влияние на кит. философию. значительно позднее выступает педагог янь юань (18 в.); из 20 в. следует в первую очередь упомянуть гу хунмина, который ведет борьбу за чистоту кит. философии, а также сунь ятсена.




Китайская академия наук, русский
    (академия наук кнр) , организована в 1949 в пекине на базе центральной научно-исследовательской академии в нанкине и пекинской научно-исследовательской академии. в нач. 90-х гг. св. 70 научно-исследовательских учреждений.


Китайская грамота, русский
    Китайская грамота , неясный


Китайская народная республика, русский
    (кнр) - государство в восточной азии. территория - 9,6 млн. кв. км. кнр - унитарное государство с более чем миллиардным населением. представители некитайской национальности составляют более 8% населения. в кнр - административная форма автономии. компактно проживающие национальные меньшинства (уйгуры, тибетцы, чжуаны, хуэй, маньчжуры, монголы и др.) могут создавать: автономный район, автономный округ и автономный уезд. в кнр 5 автономных районов (внутренняя монголия. синьцзян-уй-гурский. нинся-хуэйский, тибетский, гуанси-чжуанский), 30 автономных округов и 124 автономных уезда.


Китайская чанчуньская железная дорога (кчжд), русский
    , железнодорожная магистраль в северо-вост. китае. под названием китайско-восточная железная дорога (квжд) была построена россией в 1897-1903. после русско-японской войны 1904-05 южное направление квжд отошло к японии и названо южной маньчжурской железной дорогой (юмжд). с 1924 квжд находилась в совместном управлении ссср и китая. в 1935 продана маньчжоу-го. с августа 1945 юмжд и квжд в совместном управлении ссср и китая с общим названием кчжд. в 1952 советское правительство безвозмездно передало правительству китая права на кчжд.


Китайски, русский

Китайские ксинжанг авиалинии, русский

Китайские северо-западные авиалинии, русский

Китайский, русский

Китайский кабинет, русский

Китайский юань, русский

Китайский язык, русский
    , официальный язык кнр, язык китайского населения некоторых других стран юго-вост. азии. относится к сино-тибетской семье языков. распадается на 7 основных диалектных групп: северную, у, сян, гань, хакка, юэ, минь. число говорящих св. 1,1 млрд. человек (1991). официальный и рабочий язык оон. письменность иероглифическая.


Китайско-восточная железная дорога (квжд), русский
    , см. китайская чанчуньская железная дорога.


Китайско-корейская платформа, русский
    , докембрийская платформа, занимающая бассейн р. хуанхэ и корейский п-ов. в мезозое и кайнозое испытала сильную тектоно-магматическую активизацию. крупные месторождения железных руд, каменного угля, бокситов.


Китайско-тибетские языки, русский
    , см. сино-тибетские языки.


Китайское письмо, русский
    , система иероглифов, сложившаяся в сер. 2-го тыс. до н. э. общее число знаков ок. 50 тыс., но в современном языке используется 4-7 тысяч. употреблялось также в корее, вьетнаме, японии. легло в основу национального письма японии и кореи. примеры китайских иероглифов см. в таблице.


Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Предыстория, русский

Клагес, русский
  1. (klages) людвиг (род. 10 дек. 1870, ганновер – ум. 29 июля 1956, кильхберг, близ цюриха) – нем. психолог и философ; представлял биоцентристскую метафизику и развивал методы учения о выражении. всякое физиономиста ческое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. связь тела и души интересует клагеса не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах: тело есть проявление души, душа – смысл живого тела. из противоположности выразительных движений и движений воли клагес делает заключение о противоположности души и тела: подчинить жизнь, полярностями которой являются тело и душа, уму – это требование сначала бессознательного, потом сознательной воли все более высокой мысли. последнему тезису посвящено осн. произв. клагеса «der geist als widersacher der seele» (3 bde., 1929-1932). b «rhythmus» (1933) он изображает механический такт как противоположность живого ритма. главные его работы в области науки о выражении и характерологии: «handschrift und charakter», 1917; «vom kosmogonischen eros», 1922; «die grundlage der charakterkunde», 1926; «goethe als seelenforschen», 1932; «die sprache als quell der seelenkunde», 1948.

  2. (klages) людвиг (1870-1956) , немецкий психолог и философ. представитель философии жизни. работы по характерологии и графологии. рассматривал дух как "акосмическую" силу, разрушающую целостность душевной жизни.


Кисмет, русский
    (араб. – наделение) – то, что предназначается, определяется каждому провидением.