Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Каузальный закон

Глоссарий по философии
    (принцип каузальности) – см. каузальность.




Закон, русский
  1. Закон, правило, постановление, положение, основание, начало, принцип; вера. ср. вера и правило. , вера, правило , вменить себе в закон, держать закон, отступать от закона, по закону, предусмотренный законом, принять закон

  2. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

  3. В широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. в собственном юридическом смысле 3. - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо н

  4. Нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

  5. В широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом,

  6. – 1) предписание относительно того, как человек должен вести себя в обществе (нравственный закон, правовой закон); предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить; 2) в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области; высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью; «правило необходимого существования» (кант). научный закон – это знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии). эмпирические законы, получаемые из опыта, имеют лишь относительное значение, поскольку они имеют силу только при определенных условиях и всегда лишь в том случае, когда даны определенные предпосылки. возможность устанавливать законы, т.е. вскрывать закономерные отношения, в естественных науках является большей (и среди них в физике и химии большей, чем в биологии), чем в науках о духе (истории, языкознании и т. д.), потому что в естественных науках можно легче и полнее учесть все факторы, определяющие какое-либо событие или состояние, и рассмотреть связь условий. явления происходят не вследствие какого-либо закона, они не вызываются законом, а всегда бывают следствием соответствующих законов. человек, как звено естественного процесса, сам подчинен естественному закону, в котором он ничего не может изменить. но благодаря своему знанию природы он может внутри известных границ подчинить себе ее собственную закономерность, создав условия, при которых в соответствии с определенным естественным законом следует определенное событие.

  7. Необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

  8. Фактологически доказанное утверждение


Закон 30°, русский
    Правило гласит, что катящийся биток будет отклоняться от линии удара на 30° при ударе на резке от 1/4 до 3/4 шара


Закон 45°, русский
    Правило гласит, что биток, катящийся через короткий борт под углом 45º к борту, после отражения от длинного борта прокатится достаточно близко от центра стола


Закон 7-кратного увеличения, русский
    Принцип гласит, что биток прокатится вперёд примерно на расстояние 1/7 от проката вперёд прицельного шара при прямом ударе накатом


Закон 70%, русский
    Принцип гласит, что биток будет отклоняться приблизительно на 70% от угла между начальным направлением движения битка и касательной при толстом попадании (более чем 3/4 шара)


Закон 90°, русский
    Правило гласит, что биток и прицельный шар разлетаются на угол 90° после соударения при условии, что биток не вращается в вертикальной плоскости.


Закон авогадро, русский

Закон архимеда, русский
    На погруженное в жидкость или газ тело действует выталкивающая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной этим телом, и приложенная к центру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа).


Закон бернулли, русский
    В каждой точке установившегося потока жидкости сумма внешнего (рвн), гидростатического (pgh) и динамического (pv2/2) давления есть величина постоянная.


Закон биогенетический, русский
  1. В психологии – перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями ф. мюллером и э. геккелем (закон мюллера-геккеля). теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде в

  2. В психологии – перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями ф. мюллером и э. геккелем (закон мюллера-геккеля). теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам. утверждает, что онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества. эта модель была распространена на развитие психики человека. соответственно ей, развитие психики индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка. с позиций материализма, отсюда вытекает признание предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование конкретно-исторического характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с внешним миром – прежде всего со взрослыми, от характера и содержания его собственной деятельности (-> психология возрастная). опираясь на этот закон закон биогенетический, з. фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, и распространил выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.


Закон блоха, русский
  1. Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. но этот закон действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей к

  2. Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. но этот закон действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей критической точки.


Закон божий, русский

Закон больших чисел, русский
    Сформулированный якобом бернулли (1654–1705) закон, который гласит, что точность среднего значения выборки увеличивается (или стандартная ошибка статистики уменьшается) с ростом количества единиц в выборке. чем больше выборка, тем с большей вероятностью ее можно рассматривать в качестве «универсума» (генеральной совокупности). закон достоверен только для несмещенных выборок.


Закон вебера-фехнера, русский
  1. Логарифмическая зависимость силы ощущения е от физической интенсивности раздражителя р: е = к log p + с, где k и с – некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой. зависимость была выведена немецким психологом и физиологом г. т. фехнером на осн

  2. Логарифмическая зависимость силы ощущения е от физической интенсивности раздражителя р: е = к log p + с, где k и с – некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой. зависимость была выведена немецким психологом и физиологом г. т. фехнером на основе закона бугера – вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя. закону вебера – фехнера обычно противопоставляется закон стивенса, .согласно коему эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер.


Закон возвращения к расе, русский

Закон возмездия, русский

Закон всемирного тяготения, русский
    Сила взаимного притяжения двух тел, которые могут быть приняты за материальные точки, прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.


Закон гука, русский
    Обобщение, применимое ко всем твердым материалам, которое показывает, что напряжение прямо пропорционально деформации и выражается как


Закон действия масс, русский

Закон дондерса, русский
  1. Закон суммативности процесса психического (познавательного), основанный на постулате об аддитивности (или неперекрываемости) его отдельных стадий. на материалах исследований времени реакции как процесса, развертываемого в период между появлением стимула и

  2. Закон суммативности процесса психического (познавательного), основанный на постулате об аддитивности (или неперекрываемости) его отдельных стадий. на материалах исследований времени реакции как процесса, развертываемого в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, дондерс обосновал метод вычитания, призванный обеспечить возможность определить длительности отдельных стадий. так, после измерения времени простой реакции, вычитая это время из времени более сложной реакции, можно получить время, затраченное на стадии обнаружения, стадии различения стимула и стадии выбора ответной реакции. однако в дальнейшем была показана возможность параллельно выполняемых реакций психических, что опровергло постулат об их аддитивности.


Закон жертвы (квадры), русский
    Один из главных магических законов. в его основе лежит принцип энергетического равновесия. этот закон известен, как народная мудрость: за все надо платить. следуя данному закону, зная как, чем и за что надо платить, можно избавиться от основных проблем, которые возникают в жизни человека. зельт (праслав.) - то же что и рейэспер.


Каузальность, русский
  1. (от лат. causa причина) – причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. proton kinun), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. конечность). при более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, «причина». при этом легко впасть в заблуждение, приняв «post hoc», т.е. временное «после этого», за «propter hoc», т.е. причинное «поэтому». явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними – соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. в истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован демокритом, а как строго причинная связь явлений – стоиками и эпикуром. в средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. и только в новой науке о природе (бэкон, галилей, кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. напр., согласно юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). милль, спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. позитивизм (конт, авенариус, мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины – «условием» (см. кондиционизм). в духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям. она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. учение о слоях). новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. см. соотношение неопределенностей, основание. каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.

  2. (от лат . causalis - причинный), то же, что причинность.


Каутский, русский
  1. (kautsky) карл (род. 16 окт. 1854, прага – ум. 17 окт. 1938, амстердам) – писатель социалистического направления, историк и политэконом. сначала находился под влиянием идей лассаля, анархизма и позитивизма, затем «пропагандировал марксистские взгляды. его философские воззрения смыкались, по его словам, с высказыванием энгельса: «тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении; о телах вне движения, вне всякого отношения к др. телам, ничего нельзя сказать. лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть». люди и человеческие группы – тоже тела; исследование форм их движения – предмет социологии. разделял также взгляды социального дарвинизма. позже выступал против большевизма. осн. работы: «ethik und materialistische geschichtsauffassung», 1906; «der ursprung des christentums», 1908; «die materialistische geschichtsauffassung», 2 bde., 1927; собр. соч., т. 1-4, 1923-1930.

  2. (kautsky) карл (1854-1938) , один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го интернационала, центрист. в 1883-1917 редактор теоретического журнала германской социал-демократии "нойе цайт". в 80-х гг. 19 - нач. 20 вв. написал ряд марксистских работ. с 1881 в лондоне, где в 1885-90 тесно сотрудничал с ф. энгельсом. с 1905 начал выступления против радикальных марксистов (р. люксембург и др.). с наступлением 1-й мировой войны занял пацифистскую позицию. октябрьскую революцию в россии встретил враждебно.


Каузальность, русский
  1. (от лат. causa причина) – причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. proton kinun), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. конечность). при более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, «причина». при этом легко впасть в заблуждение, приняв «post hoc», т.е. временное «после этого», за «propter hoc», т.е. причинное «поэтому». явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними – соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. в истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован демокритом, а как строго причинная связь явлений – стоиками и эпикуром. в средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. и только в новой науке о природе (бэкон, галилей, кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. напр., согласно юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). милль, спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. позитивизм (конт, авенариус, мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины – «условием» (см. кондиционизм). в духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям. она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. учение о слоях). новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. см. соотношение неопределенностей, основание. каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.

  2. (от лат . causalis - причинный), то же, что причинность.