Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Каноника

Глоссарий по философии
    – в философии эпикуреизма логика или диалектика, учение о познании.




Диалектика, русский
  1. Диалектика [по злоупотреблению -- искусство убедительного пустословия, ловкого спора (даль)] , болтовня

  2. (от греч. dialektike [techne] – искусство вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. для сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для платона – высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее «диалектикой иллюзий» за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. «трансцендентальная диалектика» канта – это критика «диалектической иллюзии», «критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления», т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании. для гегеля диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность» («энциклопедия философских наук»). диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. диалектическая структура абсолюта (божества, идентичного вселенной) развивается в «науке логики» (т.е. онтологии). природа и дух суть не что иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса. все движение протекает по «разумным» законам диалектики. закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира. см. также снятие, снимать. для марксистского диалектического материализма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и – поскольку от последнего зависит все остальное – закономерность всего происходящего вообще. в законах диалектики марксистская утопия видит гарантию прогресса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. великий закон диалектической триады: капитализм (тезис) – диктатура пролетариата (антитезис) – бесклассовое общество и равное счастье для всех (синтез).


Эпикуреизм, русский
  1. , учения, исходившие из идей эпикура. школа в афинах - "сад" эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в риме - лукреций. в новое время развивался в эпоху возрождения, затем - в течениях 17-18 вв. (п. гассенди), как этический принцип родствен эвдемонизму; впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.

  2. – учение и образ жизни, исходящие из идей эпикура и его последователей. эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.


Каппадокийцы, русский
    (великие каппадокийцы, «три светила церкви из каппадокии») – так называют греч. отцов церкви: василия великого, его брата григория нисского и его друга из назианы григория богослова; все трое уроженцы каппадокии – страны, расположенной между верхним течением евфрата на востоке, соленым озером туз на западе, тавризскими горами на юге и черным морем на севере.


Камю, русский
    (camus) альбер (род. 7 нояб. 1913, модови, алжир – ум. 4 янв. 1960, вильблевен, франция) – франц. философ, защищал экзистенциализм «абсурдного», учение о чуждости человека в мире. бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны, они должны быть просто приняты; в этом заключается достоинство человека: сизиф – символ жизни. выступал против марксистской морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает ее напасти». осн. работы: «le my the de sisyphe, essay sur 1`absurde», 1942; «lettres a un ami allemand», 1945; «prix de la critique», 1947; «la peste», 1947; «l`homme revolte», 1952; «избранное», 1969.