Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Камю

Глоссарий по философии
    (camus) альбер (род. 7 нояб. 1913, модови, алжир – ум. 4 янв. 1960, вильблевен, франция) – франц. философ, защищал экзистенциализм «абсурдного», учение о чуждости человека в мире. бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны, они должны быть просто приняты; в этом заключается достоинство человека: сизиф – символ жизни. выступал против марксистской морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает ее напасти». осн. работы: «le my the de sisyphe, essay sur 1`absurde», 1942; «lettres a un ami allemand», 1945; «prix de la critique», 1947; «la peste», 1947; «l`homme revolte», 1952; «избранное», 1969.




Экзистенциализм, русский
  1. (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в россии, после 1-й мировой войны в германии, в период 2-й мировой войны во франции, а после войны в других странах. идейные истоки - учение кьеркегора, философия жизни, феноменология. различают религиозный экзистенциализм (к. ясперс, г. марсель, н. а. бердяев, л. шестов, м. бубер) и атеистический (м. хайдеггер, ж. п. сартр, а. камю). центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. оказал значительное влияние на литературу и искусство запада.

  2. (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в россии, германии, франции и др. странах. нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология хайдеггера ("sein und zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение к. ясперса («philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм ж. п. сартра, который впервые ввел это название как термин («l`etre et le neant», 1943). его философия – это самостоятельное преобразование взглядов хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. исходным пунктом экзистенциализма является философия кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в россии (шестов, бердяев), после первой мировой войны в германии (хайдеггер, ясперс, бубер): понятие экзистенциализма впервые введено к. ясперсом («die geistige situation der zeit», 1931), наиболее четко выразил его мартин хайдеггер. для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (дильтей), обращение к объекту (гуссерль), возрождение метафизики (н. гартман) и идея философской антропологии (шелер). во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во францию, где он представлен гл. о. жаном полем сартром и габриэлем марселем. одиночество человека перед лицом бога, признанное кьёркегором (см. диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. состояние, страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. решимость). экзистенциализм антирационалистичен. он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также мышление по воспоминанию). экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. только такому «мыслителю» (см. установка) открывается истина, существенное в вещах. рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. существование- «выходит в мир». благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. интенция). согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также коммуникация). существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также фактичность, историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного man (см. также забвение), благодаря man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. в смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. согласно ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. осн. различие между хайдеггером и ясперсом заключается в том, что ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. экзистенциализм хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. понимание сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). экзистенциализм марселя – христ., близкий к экзистенциализму ясперса. экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего р. м. рильке в своих поздних произв. и франц кафка в своих романах «процесс» (1915) и «замок» (1922).


Безнадежность, русский
    Безнадежность , отчаяние


Существования, русский
    Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др


Достоинство, русский
  1. Достоинство, вес, важность, значение, сила, авторитет, компетентность, престиж, величие, величавость, высота, благородство, заслуга, ценность, стоимость, добротность; превосходство, преобладание, преимущество, предпочтение, козырь, первенство, пальма перв

  2. Отношение человека к себе и отношение к нему общества.


Жертвенность, русский

Каноника, русский
    – в философии эпикуреизма логика или диалектика, учение о познании.


Кампанелла, русский
  1. (campanella) томмазо (род. 5 сент. 1568, стило, калабрия – ум. 21 мая 1639, париж) – итал. философ, поэт, политический деятель; доминиканец строго церковного толка, защищал идею папско-католич. единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. кампанелла восставал против изучения природы по трудам аристотеля и требовал изучения самой природы. сохранение и поддержание собственного бытия – высшая цель поведения. воля целиком и полностью направлена на власть; власть достигается благодаря знанию, которое и должно быть положено в основу всего воспитания. в своей книге «gitta del sole» (1602; рус. пер. «город солнца», 1948) кампанелла рисует картину совершенного государства в христ.-коммунистическом духе (см. также утопия), в котором господствуют священники-философы (во главе с папой, олицетворяющим собой идеал). иезуиты во время своего господства в парагвае (1688-1768) пытались создать такой «город солнца».

  2. (от итал . campanella - колокольчик), музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. известный образец - "кампанелла" листа (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы н. паганини).

  3. (campanella) томмазо (1568-1639) , итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. в "философии, доказанной ощущениями" защищал натурфилософию б. телезио; неоднократно обвинялся в ереси. в 1598-99 возглавил в калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в т. ч. "город солнца" - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. автор канцон, мадригалов, сонетов.---(campanella) томмазо (5 сентября 1568, стило - 21 мая 1639, париж), итальянский богослов, философ, гуманист, поэт.родился в семье сапожника. в 1582 вступил в доминиканский орден. не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, кампанелла познакомился с натурфилософией б. телезио, учение которого защищал в первом своем трактате "философия, доказанная ощущениями" (1591). спасаясь от гонений орденских властей, бежал из неаполя на север италии, где его арестовали по обвинению в ереси. после суда и тюремного заключения в риме кампанелла вернулся в неаполь, а затем в калабрию. здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. в неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. в заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия "город солнца" 1623), "монархия мессии" (1633), "метафизика" 1638), "побежденный атеизм" (1631), "апология галилея" (1622).в 1626 кампанелла добился перевода в рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу урбана viii, кампанелла смог получить освобождение. однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, кампанелла бежал во францию, где, пользуясь покровительством кардинала ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство франции к борьбе за освобождение италии от испанского гнета.современник основателей философии и науки нового времени - кеплера и галилея, бэкона и декарта - сам кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего возрождения. человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства. способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. в своей антропологии кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего петрарке и манетти.сочинения:город солнца. м., 1954.метафизика // чаша гермеса. гуманистическая мысль эпохи возрождения и герметическая традиция. м., 1996. с. 323-333.tutte le opere. milano, 1954.литература:штекли а. э. кампанелла. м., 1959.штекли а. э. "город солнца": утопия и наука. м., 1978.amabile l. fra tommaso campanella ne`castelli di napoli, in roma ed in parigi. napoli, 1887. v. 1-2.firpo l. ricerche campanelliane. firenze, 1947.о. ф. кудрявцев