Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Датская философия

Глоссарий по философии
    Развилась в эпоху просвещения в теснейшей связи с философскими учениями соседних стран, в особенности под влиянием нем. философии. к франц. просвещению близко стоял поэт людвиг гольберг (1684-1754). норвежец трешов распространял в дании (ок. 1800) философию канта. известность шеллингу создали оба opcmeda. кьёркегор, который является крупным представителем дат. философии, «свел счеты» с гегелем. в 50-х годах получил известность гёффдинг благодаря переводам его работ. в настоящее время дат. философия имеет логико-эмпирическую и лингвистико-аналитическую ориентацию (йоргенсен, хартнак). этико-метафизические традиции кьёркегора получили свое развитие в области теологии (слек, ленгструп).




Датская академия технических наук, русский
    , основана в 1937 в лингби. в 1991 св. 580 членов, 25 научно-исследовательских институтов и ассоциации.


Датская королевская академия наук, русский
    , основана в 1742 в копенгагене. в 1991 св. 210 членов.


Датская крона, русский

Датские проливы, русский
    (балтийские проливы) , система проливов, соединяющая балтийское и северное моря, между п-овами скандинавским и ютландия. включает прол. бельт малый, бельт большой, эресунн (зунд), каттегат и скагеррак.


Датский, русский

Датский королевский театр, русский
    , основан в 1722 в копенгагене, имеет драматические, балетные и оперные труппы. при театре - хореографическое училище и оперные классы.


Датский пролив, русский
    , на севере атлантического ок., между о-вами гренландия и исландия. длина 530 км, наименьшая ширина ок. 287 км; наименьшая глубина на фарватере 120 м.


Датский пролив (между о-вами гренландия и исландия) d`entrecasteaux islands [,da:r)tr3,ka:s`t3u`aitandz, русский

Датский язык, русский
    , язык датчан, официальный язык дании. относится к германской группе индоевропейской семьи языков. письменность на основе латинского алфавита.


Датский ярус, русский

Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Философия и операционный стиль руководства, русский

Философия истории, русский
  1. (выражение «философия истории» ввел вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. в зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. с др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. исторически философия истории начинается в античности исследованиями геродота и фукидида о силе исторического движения, далее идет через полибия к целостному пониманию посидония и нравственно-политическому – плутарха. августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. нем. идеализм с его предшественниками, начиная с лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как артур шопенгауэр, якоб буркхардт и освальд шпенглер, к пессимизму, или, как арнольд тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. на последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). см. также ожидание гибели. выдающиеся представители философии истории: вико («основания новой науки», 1940), монтескье («о духе законов», 1809), лессинг («мысли о воспитании рода человеческого»), гердер («идеи о философии истории человечества», 1959), кант («ideen zu einer allgemeinen geschichte in weltbьrgerlichen absicht», 1784), фихте («die grundzьge des gegenwдrtigen zeitalters», 1800), новалис («die christenheit oder europa», в «fragmente», 1802), гегель («лекции по философии истории», 1935), маркс и энгельс («манифест коммунистической партии», 1848), буркхардт («weltgeschichtliche betrachtung», 1905), дильтей («einleitung in die geisteswissenschaften», 1928), шпенглер («закат европы», 1923), теодор лессинг («geschichtsphilosophie als sinngebung des sinnlosen», 1927; «europa und asien», 1930).

  2. , раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. представители философии истории (термин ввел вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (августин), божественный разум (и. г. гердер), абсолютный дух (гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, л. фейербах). в философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота (о. шпенглер, а. тойнби, п. а. сорокин), христианской концепции смысла истории (н. а. бердяев, ж. маритен, р. бультман, р. нибур).


Философия морали, русский
    Наука, в частности в католич. теологии, – то же, что и этика.


Философия открытых систем, русский

Философия политическая, русский
    Одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.


Известность, русский
    Известность , знаменитый, славный , поставлять в известность, приводить в известность


Даусон, русский
    (dawson) кристофер (род. 12 окт. 1889, скиптон – ?) – англ, религиозный философ; с 1934 – профессор в ливерпуле. исследовал явления, составляющие область, смежную с социологией и философией религии. в частности, он пытался определить ту роль, которую играла религия в западной культуре и – в противоположность этому – в современном мире. даусон усматривает причину того, что западу угрожает гибель, в секуляризации всех религиозных связей, порожденной верой в прогресс, которая составила наследие 18 в. и укрепила его. осн. произв.: «the age of the gods, progress and religion», 1929; «mediaevel religion», 1934; «the marking of europe», 1934; «christianity and the new age, religion and the modern state», 1935; «the judgement of the nations», 1943; «religion and culture», 1948; «religion and the rise of western culture», 2 vol , 1950.


Данте а, русский
    Лигьери (dante alighieri) (род. 30 мая 1265, флоренция – ум. 14 сент. 1321, равенна) – итал. поэт и философ. в своем произв. «божественная комедия» описывает состояние души после ее смерти в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище и раю. в этом произв. как в зеркале отражается средневековый образ мышления. теологи часто ставили данте в упрек то, что он разделял взгляды аверроэса и его метафизику света, родственную учению неоплатоников.