Глоссарий





Новости переводов

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Давыдов и

Глоссарий по философии
    Ван иванович (род. 1794 ум. 1863) – рус. философ и филолог, окончил московский ун-т, преподавал в нем более четверти века. в работах «начальные основания логики» (1820), «вступительная речь о возможности философии как науки» (1826) и «возможна ли у нас германская философия» (1841) отстаивал идеи сенсуализма и защищал идеи национальной самобытности рус. философского развития.




Московский, русский

Возможности, русский

Сенсуализм, русский
  1. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоци

  2. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складывается вся душевная жизнь. дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

  3. (от лат. sensus – чувство, ощущение, смысл) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. в новое время локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве (nihil est in intellectu, quod non prius fuerti in sensu). систематическое обоснование сенсуализм получил у франц. просветителей, напр. у кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные способности. юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. противоположное понятие – рационализм. чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.

  4. (от лат . sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли п. гассенди, т. гоббс, дж. локк, к. гельвеций, д. дидро, п. гольбах, а также дж. беркли, д. юм.


Дакю, русский
    (dacque) эдгар (род. 8 июля 1878, нейштадт, вейнштрассе – ум. 1945, там же) – нем. палеонтолог и натурфилософ; с 1920 по 1926 – профессор в мюнхене. в противоположность идеям дарвина утверждал, что собственно человек является той целью, к которой приводит образование видов; `виды животных представляют собой отступления от этой цели, тупики, образующиеся в процессе развития. осн. произв.: «urwelt, sage und menschheit», 1924; «natur und seele», 1926; «das leben als symbol», 1928; «die erdzeitalter», 1930; «aus der urgeschichte der erde und des lebens», 1936; «versteinertes leben», 1936; «das verlorene paradies. zur seelengeschichte des menschen», 1938; «werk und wirkung», 1948.


Давид динанский, русский
    (david de dinant) (жил ок. 1200) – франц. ранний схоласт. проповедовал нецерковный мнимый «пантеизм» – бог есть колыбель природы, первоприрода. его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. церкви; считают, что его учение было использовано амальхиром венским, который, подобно ему, основываясь на учении иоанна скота эриугены, дал тем не менее более глубокое толкование введенных давидом динанским понятий.