|
|
|
|
|
|
|
|
|
Горе, страдание, претерпевание
Глоссарий по философии |
– переживание, ухудшение состояния. если я «претерпеваю убыток», так это потому, что у меня похитили имущество, и я страдаю от своего нового состояния, потому что оно причиняет мне горе (ср. реальность). для античного мира (как и еще сегодня для всех форм эвдемонизма) горе было злом; со времен христианства говорят о ценности страдания, которая заключается в том, что страдание порождает такую добродетель, как «способность страдать», имеющую значение там, где активностью ничего нельзя больше совершить, делающую человека способным переносить горе и неудачу, оставаться морально не сломленным, не терять своей осн. личной ценности. в границах способности страдать страдание обозначает пробуждение благороднейших человеческих сил, возвышение личности, развитие сознания ценности и углубление способности быть счастливым. о том, как страдание возникает и как его можно прекратить, учат религии, в особенности буддизм.
|
|
Переживание, русский
- 1. любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.
- – имеющий большое значение опыт, который воспринимается как обогащение собственной личности. в психологии под переживанием понимается процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром; в широком смысле переживание равнозначно содержанию сознания. благодаря этому получает выражение тот факт, что человек весь, целиком участвует в психическом как телесно-душевно-духовная целостность. см. также действия осознанность, реальность.
Реальность, русский
- Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.
- (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.
- (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.
Добродетель, русский
– постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. согласно аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. для эпикура добродетель – верное понимание условий истинной радости. меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. систему добродетелей разработал гейлинкс. по определению канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». для гёте добродетель – «истинно подходящее в каждом положении». в согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также шлейермахер, этика).
Способность, русский
- Успешная стратегия выполнения некоторого задания. стратегия последовательность мыслей и действий для получения конкретного результата.
- Способность, дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. недюжинные способности.
- Определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. под ними понимается высокий уровень интегр
- Определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
- Ability
Переносить, русский
Переносить , откладывать, сплетничать, терпеть
Оставаться, русский
Оставаться, сохраниться, уцелеть. ср. быть. , быть, сохраняться , ничего более не оставалось, как, ничего не оставалось, как
Способности, русский
- Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.
- , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Пробуждение, русский
Возвышение, русский
Возвышение , возвышенность, гора, увеличение, умножение
Углубление, русский
- Углубление, борозда, воронка, впадина, выбоина, выбой, избоина, вымоина, ухаб, выемка, глубь, гнездо, дупло, жерло, ложка, колдобина, котловина, лоно, лунка, ниша, очко, полость, паз, ячейка; яма, ямина, канава, канал, овраг, ров, рытвина, буерак, яр; дол
- Выемка на поверхности стены бетон для заполнения пустот: смесь из цемента, песка и воды с высокой подвижностью для заполнения небольших отверстий или пустот деформационный шов: шов, обеспечивающий возможность свободных взаимных перемещений примыкающих конструкций специальные термины, относящиеся к проекти- рованию при воздействии пожара в общем случае огнезащитный материал: любой материал или комбинация материалов, нанесенные на конструктивный элемент с целью повышения его огнестойкости.
- Выемка на поверхности стены
- Паз или канавка на поверхности.
Прекратить, русский
|
Государственный интерес, русский
– термин, введенный макиавелли и ришелье для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют т. н. высшие государственные интересы. подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до сер. 19 в. это понятие используют для защиты государственной «реальной политики» от всякого рода философскоправовых и социально-этических утопий. наиболее полное и последовательное осуществление эта идея находит в тоталитарных государствах (см. государство). идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.
Гонорий августодуненсис, русский
(ноnorius augustodunensis) регенсбургс к и и (жил в 1-й пол. 12 в.) – нем. схоласт периода ранней схоластики. первое произв. гонория – «elucidarium», в котором дано обширное систематическое изложение теологии и которое получило широкое распространение, – явилось толчком для организации издания первой нем. энциклопедии «lucidarius». в философском отношении он был представителем христианизированного платонизма и находился под влиянием августина, иоанна скота эриугены и ансельма кентерберийского. его мышление отличалось образностью, свежестью, оригинальностью. гонорий учил о тройственном способе существования всего творения: в боге (как неизменной жизни), в самом себе (как неизменной субстанции) и в человеке (как представлении или отражении действительного); но мир как прообраз еще до его сотворения бесконечно долго существовал в боге.
|
|
|
|
|
|
|