|
|
|
|
|
|
|
|
|
Голубинский ф
Глоссарий по философии |
Едор александрович (род. 1797, костромская губ. – ум. 1854) – протоиерей, рус. философ, профессор московской духовной академии (с 1837 по 1854). проявлял интерес к восточной философии (конфуций, заратустра, египетская религия). из древнегреч. философов отдавал предпочтение платону, плотину и проклу. к канту, шеллингу и гегелю относился критически. у первого опровергал учение о пространстве и времени, его вывод категорий и его опровержение доказательств бытия бога. идея о боге была для голубинского всеобщим, непосредственным данным, недоказуемым в принципе. бытие в нас идеи о бесконечном через умозаключение не может быть доказано, и того, кто не ощущает в себе действия этой идеи, нельзя убедить никакими доказательствами в ее существовании. саму философию понимал как мудрость жизни. она, по голубинскому, есть прежде всего состояние духа в его стремлении к познанию, а потом уже приближение к мудрости. как система познания, философия опирается на опыт внешний и внутренний, с одной стороны, и на идеи ума, которые направляются на порядок и красоту целого, а также на предполагаемые невидимые силы, скрытые под видимой оболочкой чувственных явлений, – с другой. его курсы по психологии написаны в духе вольфа. под умозрительной психологией голубинский подразумевает ту часть метафизики, которая исследует сходство, отношение и связь человеческого духа с абсолютным существом, возводя к идее о бесконечном «наблюдения внутреннего чувства или акты нашего сознания». он излагает умозрительную психологию не с точки зрения психологизма, а с позиций онтологизма. его психология может быть названа теистической онтологией души. самое важное для философа и философии – выяснение и выработка внутреннего философского стремления, любви к мудрости. без такого настроения нельзя стать настоящим философом. одним из любимых философских вопросов голубинского был вопрос о бессмертии души. им переведено с греч. много творений отцов церкви; особенно его вдохновляли соч. григория нисского. произв.: «лекции по философии», 1884.
|
|
Протоиерей, русский
(от прото ... и иерей) (протопресвитер, протопоп), старший православный священник.
Заратустра, русский
(греч. зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до р. x.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. в своей основе учение заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством ахурамаздой (ормуздом) – добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется анхра-майнью (ариман). на стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) – правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же аримана гнев и ложь. задача человека, по мысли заратустры, заключается в том, чтобы содействовать ахурамазде в борьбе с анхрамайнью. пророк изложил свое учение в священном писании, «авесте». предание приписывает ему авторство всех книг «авесты», однако лингвистические данные и содержание книг указывают, что лишь некоторые части их написаны приблизительно в одно время. ницше именем заратустры назвал свою известную книгу («так говорил заратустра», 1883 – 1884), ибо он (заратустра) первый увидел «в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей »л
Предпочтение, русский
Предпочтение , важность, достоинство, отличие , оказывать предпочтение, отдавать предпочтение
Опровержение, русский
- Опровержение , ответ
- – обоснование ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств. в логике наиболее важный вид опровержения – опровержение доказательства, которое осуществляется тремя путями: опровержением тезиса доказательства; опровержением аргументов доказательства и опровержением способа доказательства. в первом и во втором случаях устанавливают ложность тезиса или оснований доказательства и его аргументов либо строят самостоятельное доказательство антитезиса – суждения, противоречащего тезису, со своими аргументами. при опровержении способа (формы) доказательства выясняют, что тезис логически не следует из аргументов.
- , обоснование ложности какого-либо утверждения (мнения, суждения) или совокупности утверждений (теории). опровержением может служить указание на факт, не совместимый с истинностью данного утверждения (напр., опровержение теории "решающим экспериментом" и т. п.), или же рассуждение, устанавливающее логическую противоречивость утверждения или его логическую несовместимость с какой-либо заведомой истиной. с логической точки зрения опровержение суждения есть доказательство истинности его отрицания.
- Рассуждение, направленное против выдвинутого тезиса и имеющее своей целью установление его ложности или недосказанности. наиболее распространенный прием опровержения выведение из опровер
Умозаключение, русский
- Умозаключение , вывод , строить умозаключение
- Логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение (заключение).
- Одна из логических форм мышления (=> понятие; суждение), характерная выводом на базе правил логических заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).
- Одна из логических форм мышления (=> понятие; суждение), характерная выводом на базе правил логических заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).
- – формальнологический прием, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода. в простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода – такое умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов. в силлогизме субъект предложения, составляющего вывод, называется меньшим термином, посылка, которая его содержит, – меньшей посылкой; предикат вывода – большим термином, содержащая его посылка – большей посылкой; понятие, имеющееся в обеих посылках, но уже не представленное в выводе, называется средним термином. в зависимости от того, выступают ли больший и меньший термины посылок как субъект или как цредикат, возможны 4 фигуры силлогизма; 1) м есть p; s есть м, следовательно, s есть р; 2) p есть м; s есть м и т. д.; 3) м есть p; m есть s и т. д.; 4) p есть m; m есть s и т. д. из того факта, что посылки могут быть общеутвердительными или общеотрицательными, частноутвердительными или частноотрицательными, следует, что схематично существует 4 х 16 = 64 модуса, т.е. вида умозаключения, из них только 19 ведут к правильному выводу. ошибки в умозаключении, которых следует избегать: 1) не должно быть учетверения термина (quaternio terminorum); 2) из двух отрицательных или из двух частных посылок нельзя получить вывода (а также, конечно, из двух частноотрицательных). очень часто умозаключение (при опущении большей посылки) бывает сокращенным – энтимема (напр.: «опасное запрещено, прислоняться опасно, следовательно, прислоняться запрещено», или иначе: «прислоняться нельзя! опасно!»). цепь умозаключений возникает благодаря тому, что вывод одного умозаключения (просиллогизма) становится посылкой в др. умозаключении (эписиллогизме). нечто иное представляет собой сорит. до сих пор предполагалось, что суждения умозаключения являются категорическими – категорическое умозаключение; но они могут быть и гипотетическими – гипотетическое умозаключение. т. н. разделительное умозаключение (см. дизъюнктивные суждения) является разновидностью категорического умозаключения. для всех умозаключений имеет силу следующее положение: вывод умозаключения выводится из более слабой части (слабой в этом смысле является отрицательное, частное, гипотетическое – в противоположность утвердительному, всеобщему, категорическому). в таком смысле умозаключения по аналогии, индуктивные (см. индукция) и вероятностные (см. вероятный), хотя их и называют умозаключениями, не являются таковыми.
- , умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.
- Форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение. ф фаза
- Мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.
Приближение, русский
Внутренний, русский
Внутренний , домашний, естественный, туземный
|
Гонорий августодуненсис, русский
(ноnorius augustodunensis) регенсбургс к и и (жил в 1-й пол. 12 в.) – нем. схоласт периода ранней схоластики. первое произв. гонория – «elucidarium», в котором дано обширное систематическое изложение теологии и которое получило широкое распространение, – явилось толчком для организации издания первой нем. энциклопедии «lucidarius». в философском отношении он был представителем христианизированного платонизма и находился под влиянием августина, иоанна скота эриугены и ансельма кентерберийского. его мышление отличалось образностью, свежестью, оригинальностью. гонорий учил о тройственном способе существования всего творения: в боге (как неизменной жизни), в самом себе (как неизменной субстанции) и в человеке (как представлении или отражении действительного); но мир как прообраз еще до его сотворения бесконечно долго существовал в боге.
Голландская философия, русский
– см. нидерландская философия.
|
|
|
|
|
|
|