|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гиляров а
Глоссарий по философии |
Лексей никитич (род. 1856, москва – ум. ?) – рус. философ. в начале научной деятельности был приверженцем философии платона, которого приравнивал к аристотелю по достоверности сообщаемых им сведений; впоследствии обратился к разработке точных знаний, полагая, что всякий скромный труженик науки как работник для истины несравненно выше, чем «велеречивый философ, обольщающий себя и других несбыточными надеждами и обещаниями в тумане пышных и непонятных слов». несколько работ посвятил исследованию философии софистов (в т. ч. «греческие софисты», 1892). его книга «руководство к изучению философии» носит характер подготовки читателя к чтению современной гносеологической литературы, гл. о. к восприятию защищаемого им интуитивизма. автор призывает читателя к «терпимости ко всем обнаружениям человеческого творчества». «наша мысль, – пишет он, – безвыходно заключена – в условия нашей природы и вынуждена рассматривать все в этих условиях». его скептицизм переходит в прагматизм, когда он говорит, что веру необходимо пополнять знанием, а знание верой. осн. соч. (кроме упомянутых): «платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии», 1887; «значение философии», 1888; «гипнотизм по учению школы шарко и психологической школы», 1894; «что такое философия и что она может и чего не может?», 1898.
|
|
Деятельности, русский
Достоверности, русский
Впоследствии, русский
Впоследствии , после
Несравненно, русский
Несравненно , гораздо
Велеречивый, русский
Велеречивый , высокопарный, красноречивый
Руководство, русский
Рассматривать, русский
- Рассматривать , испытывать, осматривать, смотреть, судить
- Review (to)
Скептицизм, русский
- (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих философских школ представлен прежде всего пирроном, затем средней и новой академиями (аркесилай, карнеад) и т. н.. поздним скептицизмом (энезидем, секст эмпирик и др.). энезидем указывает десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть – это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа – это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. в новейшее время опять обращается внимание на то, что в каждом «чисто» научном знании большую роль играет вера: напр., вера в соответствие, хотя бы и не полное, категорий бытия и познания. в обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. см. также основное отношение, речей.
- (от греч . skeptikos - разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. крайняя форма скептицизма - агностицизм. направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (пиррон), скептицизм академии платоновской (аркесилай, карнеад), поздний скептицизм (энесидем, секст-эмпирик и др.). в новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (м. монтень, п. бейль и др.).
Прагматизм, русский
- – ведущее свое происхождение от амер. философа г. пирса название философского воззрения, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). ср. инструментализм (так называется прагматизм у дьюи, поскольку для него мышление является инструментом действия), гуманизм (см. шиллер), функция, персонализм (см. дьюи). в наиболее полной форме прагматизм был развит амер. философом уильямом джемсом, который писал о прагматистском понятии истины: «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то; что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позврляет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». прагматизм развивался преимущественно в сша, параллельно с бергсонианством, с которым имеет много общих черт. прагматистские идеи имеются уже у зиммеля и файхингера. прагматизм близок позитивизму.
- (от греч . pragma, род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. возник в 70-х гг. 19 в. в сша; основные идеи высказал ч. пирс, доктрину разрабатывали у. джемс, дж. дьюи, ф. к. с. шиллер, дж. г. мид.
- Отрицание необходимости познания объективных законов действительности и признание истиной лишь того, что даст практически полезные результаты. прайм-тайм
Необходимо, русский
Необходимо , должен, надо, нуждаться
|
Гиперкритика, русский
– преувеличенная, сверхстрогая критика; отсюда – гиперкритический, сверхкритический.
Гиляров, русский
-платонов никита петрович (род. 1824, коломна – ум. 1887, с.петербург) – рус. философ-публицист, славянофил. подобно духовным писателям древней руси, видел в религии важнейшие проявления человеческого духа. представлял веру как источник знания, как непосредственное знание. считал ошибочным утверждение писарева о том, что реализм есть истинная оригинальная рус. философия и что естествознание может заменить собой философию. неодобрительно относился к повальному увлечению интеллигенции системой гегеля, подкрепляя свое отношение ироничной критикой гегелевского рационализма: «увы, достаточно прочитать любую страницу для полного убеждения, что ни один из передовых наших мыслителей не прочитал системы, которой он так увлекает и себя, и других. и нужно было видеть, с какой непостижимой легкостью передовой человек перелетал от одного увлечения к другому, совершенно противоположному и столь же внешнему». в 1846 гиляров-платонов высказал мысль, что после падения гегелевского рационализма воззрение, ставшее на его место,
|
|
|
|
|
|
|