Глоссарий





Новости переводов

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Шкала осгуда

Глоссарий по искусственному интеллекту
    Шкала, использующая пары слов-антонимов (острый - тупой, хороший - плохой и т. п.), стоящие на концах шкалы. средняя позиция шкалы является нейтральной. кроме того, имеется еще несколько промежуточных делений, как правило, не обозначаемых никакими словами. ш.о. используется в психологических экспериментах, связанных с выявлением особенностей индивидуального психосемантического пространства испытуемых. (см. также пространство осгуда.)




Осгуда-шлаттера, русский

Шкала, русский
  1. Отметки и числа, нанесенные на отсчетном устройстве вдоль прямой (или кривой) линии и изображающие ряд последовательных значений измеряемой величины.

  2. Инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. в психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных хар

  3. 1) в условиях применения тарифов на перевозки совет-ских внешнеторговых грузов (прейскурант 11-03) система процентных ски-док и надбавок к базисным ставкам тарифа на перевозку на судах небазисных размеров; 2) во фрахтовой практике международного судоходст

  4. Система чисел или иных элементов, принятых для оценки или измерения каких-либо величин. шкалы используются для оценки и выявления связей и отношений между элементами системы. особенно широко их применяют для оценки величин, выступающих в роли критериев ка

  5. Инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. в психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно четыре уровня, или шкалы измерения:

  6. Устройство или система измерений. линейная шкала имеет равные части (интервалы деления). на логарифмической шкале длина интервала пропорциональна логарифму отношения величин на концах отрезка. в медицине и эпидемиологии используется множество различных шкал. из французского и среднеанглийского scale — лестница.


Шкала абсолютная, русский
    Шкала, на которой задана метрика, позволяющая отсчитывать расстояния от абсолютного начала.


Шкала балльности землетрясений, русский
    Шкала силы (интенсивности сотрясений) на поверхно- сти земли при землетрясениях в баллах. существует несколько шкал балльности. в россии и во многих других странах принята 12-ти балльная международная шкала балльности (msk-64). шкала балльности землетрясений (поmsk-64) интенсивность (в баллах) 1 балл. неощутимое землетрясение. интенсивность колебаний лежит ниже предела чувствительности людей; сотрясения почвы обнаруживаются и регистрируются только сейсмографами. 2 балла. едва ощутимое землетрясение. колебания ощущаются только отдельными людьми, находящимися в покое внутри помеще- ний, особенно на верхних этажах. 3 балла. слабое сотрясение. землетрясение ощущается немногими людьми, находящимися внутри помещений; под откры- тым небом - только в благоприятных условиях. колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим легким грузовиком. внимательные наблюдатели замечают легкое раскачивание ви- сячих предметов, несколько более сильное на верхних этажах. 4 балла. заметное сотрясение. 72 землетрясение ощущается внутри зданий многими людьми, под открытым небом - немноги- ми. кое-где спящие люди просыпаются, но никто не пугается. колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. дребезжание окон, дверей посуды. скрип полов и ст ?н. начинается дрожание мебели. висячие предметы слегка раскачиваются. жидкость в открытых сосудах слегка колеблется. в стоящих на месте автомашинах толчок заме- тен. 5 баллов. пробуждение. землетрясение ощущается всеми людьми внутри помещений, под открытым небом - многими. многие спящие просыпаются. немногие лица выбегают из помещений. животные беспокоятся. сотрясение зданий в целом. висячие предметы сильно качаются. картины сдвигаются с места. в редких случаях останавливаются маятниковые часы. некоторые неустойчивые предметы опроки- дываются или сдвигаются. незапертые двери и окна распахиваются и снова захлопываются. из наполненных открытых сосудов в небольших количествах выплескивается жидкость. ощущаемые колебания схожи с колебаниями, создаваемыми падением тяжелых предметов внутри здания. возможны повреждения 1 степени в отдельных зданиях типа а. в некоторых случаях меняется дебит источников. 6 баллов. испуг. землетрясение ощущается большинством людей, как внутри помещений, так и под открытым небом. многие люди, находящиеся в зданиях, пугаются и выбегают на улицу. немногие лица те- ряют равновесие. домашние животные выбегают из укрытий. в немногих случаях может разбить- ся посуда и другие стеклянные изделия; падают книги. возможно движение тяжелой мебели; мо- жет быть слышен звон малых колоколов на колокольнях. повреждения 1 степени в отдельных зданиях типа б и во многих зданиях типа а. в отдельных зданиях типа а повреждения 2 степени. в немногих случаях в сырых грунтах возможны трещины шириной до 1 см; в горных районах отдельные случаи оползней. наблюдаются изменения дебита источников и уровня воды в колод- цах. 7 баллов. повреждения зданий. большинство людей испуганы и выбегают из помещений. многие люди с трудом удержива- ются на ногах. колебания отмечаются лицами, ведущими автомашины. звонят большие колокола. во многих зданиях типа в повреждения 1 степени; во многих зданиях типа б повреждения 2 степени. во многих зданиях типа а повреждения 3 степени, в отдельных зданиях этого типа по- вреждения 4 степени. в отдельных случаях оползни проезжих частей дорог на крутых склонах и трещины на дорогах. нарушения стыков трубопроводов; трещины в каменных оградах. на поверхности воды образуются волны, вода становится мутной вследствие поднятия ила. изменяется уровень воды в колодцах и дебит источников. в немногих случаях возникают новые или пропадают существующие источники воды. отдельные случаи оползней на песчаных или гра- велистых берегах рек. 8 баллов. сильные повреждения зданий. испуг и паника: испытывают беспокойство даже лица, ведущие автомашины. кое-где обла- мываются ветви деревьев. сдвигается и иногда опрокидывается тяжелая мебель. часть висячих ламп повреждается. во многих зданиях типа в повреждения 2 степени, в отдельных зданиях этой группы - повре- ждения 3 степени. во многих зданиях типа б повреждения 3 степени, в отдельных - 4 степени. во многих зданиях типа а повреждения 4 степени, в отдельных - 5 степени. отдельные случаи разры- ва стыков трубопроводов. памятники и статуи сдвигаются. надгробные камни опрокидываются. каменные ограды разрушаются. небольшие оползни на крутых откосах выемок и насыпей дорог; трещины в грунтах достига- ют нескольких сантиметров. возникают новые водоемы. иногда пересохшие колодцы наполняют- ся водой или существующие колодцы иссякают. во многих случаях изменяется дебит источников и уровень воды в колодцах. 9 баллов. всеобщие повреждения зданий. 73 всеобщая паника; большие повреждения мебели. животные мечутся и издают крики. во многих зданиях типа в повреждения 3 степени и в отдельных - 4 степени. во многих зда- ниях типа в повреждения 4 степени и в отдельных - 5 степени. во многих зданиях типа а повреж- дения 5 степени. памятники и колонны опрокидываются. значительные повреждения искусственных водоемов; разрывы части подземных трубопроводов. в отдельных случаях искривление железнодорожных рельсов и повреждение проезжих частей дорог. на равнинах наводнения, часто заметны наносы песка и ила. трещины в грунтах достигают ширины 10 см, а по склонам и берегам рек - свыше 10 см.; кроме того, большое количество тонких трещин в грунтах. скалы обваливаются; частые оползни и осыпания грунта. на поверхности воды большие волны. 10 баллов. всеобщие разрушения зданий. во многих зданиях типа в повреждения 4 степени, а в отдельных - 5 степени. во многих зда- ниях типа б повреждения 5 степени, в большинстве зданий типа а повреждения 5 степени. опас- ные повреждения плотин и дамб, серьезные повреждения мостов. легкие искривления железнодо- рожных рельсов. разрывы или искривления подземных трубопроводов. дорожные покрытия и ас- фальт образуют волнообразную поверхность.


Шкала бофорта, русский
  1. Шкала измерений скорости ветра, базирующаяся на морских узлах, но выраженная в единицах от "силы 1"(фактическое отсутствие ветра) до "силы 12" (ураган)

  2. Шкала, одним числом от 0 до 12 выражающая состояние моря, силу ветра и высоту волн


Шкала бофорта (силы ветра), русский

Шкала бофорта. "ш.б.", русский
    Шкала для определения силы ветра по визуальной оценке, основанной на действии ветра на состояние моря или на наземные предметы (деревья, здания и пр.). используется преимущественно при судовых наблюдениях. имеет 12 баллов (причем нуль означает штиль, 4 - умеренный ветер, 6 - сильный ветер, 10 - шторм (бурю), 12 - ураган). эмпирически найдены следующие связи между баллами ш.б. и скоростями ветра на высоте 10 м на суше в м/с; v=2b - 1 (действительно для в до 8 включительно), и между баллами бофорта и скоростью ветра в узлах (милях в час): v=1,87v b3. приводим соответствующие эквиваленты : балл м/с балл м/с 0 0-0,2 7 13,9-17,1 1 0,3-1,5 8 17,2-20,7 2 1,6-3,3 9 20,8-24,4 3 3,4-5,4 10 24,5-28,4 4 5,5-7,9 11 28,5-32,6 5 8,0-10,7 12 32,7 и выше 6 10,8-13,8 в 1946 г. в международном порядке было предложено ограничить 12 баллов скоростями до 36,9 м/с и ввести дополнительно баллы 13-17 для более высоких скоростей ветра.


Шкала в тысячных долях, русский

Шкала векслера, русский
  1. Тест для измерения интеллекта, разработанный д. векслером в 1937 г. в белвъю на базе исследований интеллекта правонарушителей им создана шкала векслера-белвъю (второе издание – 1946 г.). в 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как шкала

  2. Тест для измерения интеллекта, разработанный д. векслером в 1937 г. в белвъю на базе исследований интеллекта правонарушителей им создана шкала векслера-белвъю (второе издание – 1946 г.). в 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как шкала векслера для измерения интеллекта детей – от 5 до 15 лет. в 1955 г. создана шкала векслера для измерения интеллекта взрослых – от 16 до 75 лет. с целью максимально устранить влияние уровня школьного образования в шкалах совместно с тестами вербальными использовались тесты невербальные и тесты действия.


Шкала глогау, русский
    Специальная визуальная система градации кожного покрова в целях установления фотоповреждений.


Шкала градаций яркости, русский

Шкала грубого отсчета, русский

Шкала грузовая, русский
    Шкала, по которой определяют за­висимость между количеством погруженного груза и осад­кой судна и наоборот.


Шкала гуттмана, русский
    Измерительная шкала, которая ранжирует категории ответов на вопрос; каждая единица шкалы соответствует более выраженному состоянию признака, такого, как боль, инвалидизация или отношение человека.


Шкала дезадаптации шихана, шкала функциональных нарушений трудоспособности шихана, русский

Шкала для оценки скорости записи), русский

Шкала для оценки эмоционального уплощения, русский

Шкала досрочного погашения., русский

Шкала доходности, русский
    Система процентных ставок на вклады, депозиты, ценные бумаги. например сберегательные банки разрабатывают ш.д. по различным, принимаемым на хранение вкладам и депозитам.


Шкала дымности вачараха, русский

Шкала измерений, русский
    Это упорядоченная совокупность значений физической величины, которая служит основой для ее измерения. шкала физической величины (scale of physical quantity) – упорядоченная совокупность значений физической величины, служащая исходной основой для измерений данной величины. шкала физической величины условная (conventional


Пространство, русский
  1. В цвете и системах управления цветом, сокращение от цветовое пространство. мы часто говорим о «rgb пространстве» монитора или «cmyk пространстве» принтера, когда описываем специфические особенности цветов, воспроизводимых этими устройствами в терминах их

  2. Пространство , место, промежуток

  3. – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. после того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости. уже лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а кант (в «критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность – он есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе. математик гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа. теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (м. plank. vom relativen zum absoluten, 1925); см. континуум, паладьи. хайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное (см. подручность), пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу. «но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. пространственность сама по себе, пространственность-всебе находится в незаметности подручного. пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. существование является пространственным» («sein und zeit», 1953). современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. интеллигибельный мир). и для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. «кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто» (metzger. psychologie, 1941). современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. поля теория); родство поля и системы отношений несомненно. тот факт, что пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. прегнантности правило): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

  4. , в математике - множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д. исторически первое и важнейшее математическое пространство - евклидово пространство. см. также многомерное пространство, векторное пространство, гильбертово пространство.

  5. Часть выработанного пространства, непосредственно прилегающая к забою и предназначенная для размещения рабочих и оборудования.


Эксперимент, русский
  1. Эксперимент , испытание, опыт

  2. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных

  3. (от лат . experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

  4. Исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за некоим процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. при этом происходит проверка гипотезы. в психологии – один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. проводить эксперимент, экспериментировать – это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных. если при наблюдении часто даже невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно эти изменения планировать и не допускать появления неожиданностей. возможность манипулирования переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. основное достоинство эксперимента – в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. но эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. так, весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. результаты эксперимента могут искажаться некоими факторами. один из самых частых артефактов обусловлен эффектом пигмалиона; у испытуемых может также появится эффект хоторна. избежать этих эффектов помогает применение метода слепого. выделяются такие разновидности эксперимента, как эксперимент лабораторный, эксперимент естественный и эксперимент полевой. по иному основанию различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. различение последних особенно важно для психологии возрастной и психологии педагогической; к развитию психики можно подходить либо как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, – тогда задачей оказывается констатация связей, складывающихся в ходе развития; либо как к явлению, ведомому обучением и воспитанием, – тогда нельзя игнорировать сам процесс обучения. как составная часть в эксперимент могут входить наблюдения и психодиагностика. естественно, во время эксперимента за испытуемым наблюдают и его состояние регистрируется, если нужно, средствами психодиагностики; но здесь наблюдение и психодиагностика не выступают как метод исследования. правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. разделяются планы проведения эксперимента:

  5. (от лат. experimentum – проба, опыт) – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. эксперимент в современном смысле является со времени галилея и фр. бэкона одним из важнейших средств исследования.

  6. Исследование, в котором ученый намеренно изменяет один или несколько факторов в определенных условиях, чтобы изучить последствия.

  7. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях; попытка осуществить что-либо опытным путем, на практике


Шкала абсолютная, русский
    Шкала, на которой задана метрика, позволяющая отсчитывать расстояния от абсолютного начала.


Грамматика формальная, русский
    Четверка , в которой s - аксиома г.ф.; a - множество нетерминальных символов; b - множество терминальных символов; p - правила вывода. объектами, с которыми работает г.ф., являются цепочки, состоящие из терминальных и нетерминальных символов. правила вывода имеют вид, где и цепочки символов. при этом содержит хотя бы один нетерминальный символ. функционирование г.ф. всегда начинается с цепочки, состоящей из единственного символа s. применение правила к цепочке заключается в замене всех вхождений (или только самого левого вхождения) в на . процесс заканчивается, когда ни одно из правил вывода к данной цепочке неприменимо. такие заключительные цепочки входят в язык, порождаемый данной г.ф. в синтаксически правильных г.ф. в язык входят только те цепочки, которые состоят полностью из терминальных символов. г.ф. широко используются в синтаксических моделях для естественных языков и в лингвистических процессорах. они являются частным случаем формальных систем. в зависимости от ограничений, накладываемых на структуру правил вывода, выделяются различные типы г.ф.