|
|
|
|
|
|
|
|
|
Cezanne
Общая лексика |
|
Сезанн, русский
- (cezanne) поль (1839-1906) , французский живописец. представитель постимпрессионизма. в натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм ("берега марны", 1888; "персики и груши", 1888-90).
- (cezanne) поль (19 января 1839 , экс-ан-прованс - 22 октября 1906, там же), французский живописец. юность. годы ученияучился в коллеже в эксе вместе с э. золя, с которым впоследствии долго был дружен. после завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал муниципальную школу рисования. в 1861 сезанн впервые отправляется в париж, проваливается на вступительных экзаменах в школу изящных искусств. после кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в париж, посещает т. н. академию сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе гербуа, в котором часто собираются художники. среди кумиров современности - э. делакруа и г. курбе. копировал картины старых мастеров в лувре, преимущественно веронезе, тинторетто, караваджо, креспи. специального художественного образования сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.сезанн, мане и импрессионистычерез золя знакомится с художниками э. мане, а также к. писсарро, к. моне, о. ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. как и мане, вариации на темы картин которого он создавал ("завтрак на траве", 1869-70, частное собрание, париж; "новая олимпия", музей д`орсе, париж), сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, пуссенн был его постоянным кумиром, а именем энгра он даже подписал два декоративных панно "весна" и "осень" (1859-62, пти пале, париж).ранний период (1860-гг.)творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("убийство", 1867-70, галерея вильдштейн, нью-йорк), натюрморты типа "суета сует" ("натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-67, частное собрание, швейцария), эротические видения ("оргия", 1864-68, частное собрание, париж). произведения сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. в числе значительных работ раннего периода - "портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. в "девушке у пианино" (ок. 1869, эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. в скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка вагнера, культ которого характерен для франции второй половины хiх в. (другое название картины - "увертюра к тангейзеру"). на рубеже 1860-70 гг. начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия.творчество 1870-х гг.в начале 1870-х гг. сезанн сближается с мари-гортензией фике, вскоре рождается сын поль (это будущие модели художника). семья живет в понтуазе и овере близ реки уазы, где складывается, помимо аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают писсарро и гийомен. под влиянием писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. наиболее импрессионистическая картина этого периода - "дом повешенного" (1873, музей д`орсе, париж). уроки писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал "воплощением", реализацией.пространственные планы мало интересуют сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. краски сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.автопортреты и натюрмортыв 1870-е гг. начинается серия автопортретов. от "автопортрета в фуражке" (ок. 1874, эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("автопортрет", ок. 1880, частное собрание, винтертур). в натюрморте "ваза с фруктами" (1878, частное собрание, париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием сезанна. в отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. характерно, что в это время сезанн начал интересоваться геологией. частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора сент виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из экса".поздний периодна рубеже 1880-90 гг. сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. композиция "пьеро и арлекин" (1888, музей изобразительных искусств, москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом. пять вариантов композиции "игроки в карты" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной караваджо на такую же тему из местного музея. в середине 1890-гг. сезанн начинает работать над портретами ("портрет а. воллара", 1899, пти пале, париж; "портрет г. жеффруа", 1895, музей д`орсе, париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. многие холсты позднего сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция "большие купальщицы" (1898-1905, музей искусств, филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.слава приходит к сезанну в конце жизни. в экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. воздействие его искусства сказалось на творчестве п. гогена и художников группы "наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "бубнового валета". сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства. литература:яворская н. в. сезанн. м., 1936.перрюшо а. сезанн. пер. с франц. м., 1966.поль сезанн: переписка. воспоминания современников / сост. яворская н. в. м., 1972.поль сезанн: альбом / сост. барская а. л., 1975.venturi l. cezannе, son art, son oeuvre. paris, 1936. v.1-2.rewald j. the ordeal of paul cezannе. london, 1950.novotny f. cezannе und das ende wissenschftlicher perspektive. wien, 1938.badt k. die kunst cezannes. munchen, 1956.в. с. турчин
|
|
Сезер, русский
(cesaire) эме (р . 1913), мартиникский писатель. пишет на французском языке. в поэме "дневник возвращения в родную страну", (1939) защищал достоинство "черной расы". стихи; пьеса "сезон в конго" (1966), посвящена п. лумумбе.
Сезанн, русский
- (cezanne) поль (1839-1906) , французский живописец. представитель постимпрессионизма. в натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм ("берега марны", 1888; "персики и груши", 1888-90).
- (cezanne) поль (19 января 1839 , экс-ан-прованс - 22 октября 1906, там же), французский живописец. юность. годы ученияучился в коллеже в эксе вместе с э. золя, с которым впоследствии долго был дружен. после завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал муниципальную школу рисования. в 1861 сезанн впервые отправляется в париж, проваливается на вступительных экзаменах в школу изящных искусств. после кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в париж, посещает т. н. академию сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе гербуа, в котором часто собираются художники. среди кумиров современности - э. делакруа и г. курбе. копировал картины старых мастеров в лувре, преимущественно веронезе, тинторетто, караваджо, креспи. специального художественного образования сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.сезанн, мане и импрессионистычерез золя знакомится с художниками э. мане, а также к. писсарро, к. моне, о. ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. как и мане, вариации на темы картин которого он создавал ("завтрак на траве", 1869-70, частное собрание, париж; "новая олимпия", музей д`орсе, париж), сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, пуссенн был его постоянным кумиром, а именем энгра он даже подписал два декоративных панно "весна" и "осень" (1859-62, пти пале, париж).ранний период (1860-гг.)творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("убийство", 1867-70, галерея вильдштейн, нью-йорк), натюрморты типа "суета сует" ("натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-67, частное собрание, швейцария), эротические видения ("оргия", 1864-68, частное собрание, париж). произведения сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. в числе значительных работ раннего периода - "портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198 · 118 см). видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. в "девушке у пианино" (ок. 1869, эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. в скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка вагнера, культ которого характерен для франции второй половины хiх в. (другое название картины - "увертюра к тангейзеру"). на рубеже 1860-70 гг. начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия.творчество 1870-х гг.в начале 1870-х гг. сезанн сближается с мари-гортензией фике, вскоре рождается сын поль (это будущие модели художника). семья живет в понтуазе и овере близ реки уазы, где складывается, помимо аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают писсарро и гийомен. под влиянием писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. наиболее импрессионистическая картина этого периода - "дом повешенного" (1873, музей д`орсе, париж). уроки писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал "воплощением", реализацией.пространственные планы мало интересуют сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. краски сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.автопортреты и натюрмортыв 1870-е гг. начинается серия автопортретов. от "автопортрета в фуражке" (ок. 1874, эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("автопортрет", ок. 1880, частное собрание, винтертур). в натюрморте "ваза с фруктами" (1878, частное собрание, париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием сезанна. в отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. характерно, что в это время сезанн начал интересоваться геологией. частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. гора сент виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из экса".поздний периодна рубеже 1880-90 гг. сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. композиция "пьеро и арлекин" (1888, музей изобразительных искусств, москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом. пять вариантов композиции "игроки в карты" (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной караваджо на такую же тему из местного музея. в середине 1890-гг. сезанн начинает работать над портретами ("портрет а. воллара", 1899, пти пале, париж; "портрет г. жеффруа", 1895, музей д`орсе, париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. многие холсты позднего сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция "большие купальщицы" (1898-1905, музей искусств, филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы.слава приходит к сезанну в конце жизни. в экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. воздействие его искусства сказалось на творчестве п. гогена и художников группы "наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "бубнового валета". сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства. литература:яворская н. в. сезанн. м., 1936.перрюшо а. сезанн. пер. с франц. м., 1966.поль сезанн: переписка. воспоминания современников / сост. яворская н. в. м., 1972.поль сезанн: альбом / сост. барская а. л., 1975.venturi l. cezannе, son art, son oeuvre. paris, 1936. v.1-2.rewald j. the ordeal of paul cezannе. london, 1950.novotny f. cezannе und das ende wissenschftlicher perspektive. wien, 1938.badt k. die kunst cezannes. munchen, 1956.в. с. турчин
|
|
|
|
|
|
|