Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Раме

Глоссарий по философии
  1. (rame) пьер де ла (род. 1515, кю, близ суассона – ум. 26 авг. 1572, париж: был убит в варфоломеевскую ночь) – франц. философ, логик. 1562 знаменуется переходом раме к кальвинизму. будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкавшую к цицерону и квинтилиану. его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. опираясь на раме, страсбургский педагог иоганн штурм (1507-1589) продолжил этот путь реформы логики.

  2. (латинизир . рамус, ramus) пьер де ла (1515-72), французский философ-гуманист, логик и математик. резко критиковал схоластический аристотелизм.




Доказательства, русский
  1. Любые фактические данные (информация) по уголовному делу. на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие преступления (время, место,способ и другие обстоятельства совершения преступл

  2. , в праве - фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела. содержатся в показаниях, вещественных доказательствах, заключениях экспертов, протоколах и др. различают доказательства прямые и косвенные (улики). ни одно из доказательств не имеет преимущественного значения.


Французский, русский

Схоластический, русский

Аристотелизм, русский
  1. , философские течения и школы, находившиеся под влиянием учения аристотеля. об аристотелизме в античности см. перипатетическая школа. в средние века, часто в сочетании с неоплатонизмом, получил распространение в греческой патристике (иоанн дамаскин) и византийской философии, в арабской (кинди, фараби и особенно ибн рушд) и еврейской (м. маймонид) философии; с кон. 12 в. аристотелизм оттесняет в зап. европе платонизм и в 13 в. становится философской основой схоластики (альберт великий, фома аквинский и томизм, аверроизм); в 14-16 вв. определяет философию падуанской школы. схоластический аристотелизм, господствовавший в западноевропейских университетах вплоть до 17-18 вв., подвергался резкой критике начиная с эпохи возрождения.

  2. – философское направление, исходящее из философии аристотеля (см. аристотель, перипатетики). в послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на араб. (аверроэс) и евр. (маймонид) философию; начиная с 18 в. он владел умами философов запада; распространению аристотелизма содействовали альберт великий и фома аквинский, конечно, внесшие в него – что было обусловлено влиянием христианства – существенные изменения. аристотелизм стал философской основой современной католич. неосхоластики. в эпоху возрождения попавшие в италию визант. ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в германии схоластика как католич. (суарес), так и протестант. (меланхтон) толка основывалась на аристотелизме. см. также неотомизм.


Кальвинизм, русский
  1. Одно из направлений протестантизма, основанное жаном кальвином, деятелем реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм.

  2. , направление протестантизма, основано ж. кальвином. из женевы распространился на францию (гугеноты), нидерланды, шотландию и англию (пуритане). под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) и английские (17 в.) революции. для кальвинизма особенно характерны: признание только священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.


Квинтилиан, русский
    (quintilianus) марк фабий (ок . 35 - ок. 96), римский оратор и теоретик ораторского искусства. трактат "об образовании оратора" - самый подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы.


Рассел, русский
  1. (rьssel) бертран, лорд (род. 18 мая 1872, чепстоу, монмоутшир – ум. 2 февр. 1970, пенриндайдрайт, уэльс) – англ, математик, логик, социолог и философ; позитивист, наиболее значительный представитель неореализма и логистики. логика является универсальной математикой в смысле реляционализма. философия заимствует свои проблемы из естествознания, она пролагает ему путь и должна логически анализировать и объяснять принципы и понятия естественных наук. выступал против бредли, защищая взгляд, согласно которому отношения между вещами принадлежат к их сущности, а субъект и объект неразделимы. мир состоит из чувственных данных (sense data), логически неразрывно связанных друг с другом. чувственные данные различных предметов и есть «дух» наблюдателя; чувственные данные предмета, наблюдаемого множеством индивидов, – это реальность материи, которая, правда, недоказуема (см. плюрализм, пробабилизм). этическое представление о цели – жизнь, направляемая чувственной любовью и исходящая из веры в могущество разума. осн. произв.: «principia mathematica» (с а. н. уайтхедом, 3 vol., 1910-1913); «the problems of philosophy», 1912 (рус. пер. «проблемы философии». спб, 1914); «our knowledge of the external world», 1914; «the analysis of mind», 1921; «the prospects of industrial civilization», 1923; «abc of relativity», 1925; «the analysis of matter», 1927; «an inquiry into meaning and truth», 1940; «a history of western philosophy», 1946 (рус. пер. «история западной философии». m., 1959); «rower. a new social analysis», 1946; «human knowledge; its scope and limits», 1948 (рус. пер. «человеческое познание. его сфера и границы». м., 1957); «dictionary of mind, matter and morals», 1952.

  2. (russell) бертран (1872-1970) , английский философ, логик, математик, общественный деятель. основоположник английского неореализма и неопозитивизма. развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. автор (совместно с а. уайтхедом) основополагающего труда по математической логике - "основания математики" (т. 1-3, 1910-13). один из инициаторов пагуошского движения. нобелевская премия по литературе (1950).

  3. (russell) бертран (18 мая 1872 , треллек, уэльс - 2 февраля 1970, пенриндайдрайт, уэльс), английский философ, ученый и общественный деятель. лауреат нобелевской премии по литературе (1950).жизнь и трудыучился и в дальнейшем преподавал в кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего сша. его первой книгой была "германская социал-демократия" (1896; русский перевод 1906). во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой д. э. муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии.после защиты диссертации по основаниям геометрии рассел написал книгу о философии лейбница (1900), где впервые показал современное значение его логических идей. первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная "principia mathematica" (1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком а. н. уайтхедом. работа "введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. его книга "проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. вопросам языка и познания посвящены его книги "наше познание внешнего мира" (1914), "исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "человеческое познание: его сфера и границы" (1948). в 1920-21 посетил советскую россию (итогом этой поездки явилась книга "практика и теория большевизма", 1920) и китай. рассел - автор широко известной "истории западной философии" (1945; русский перевод 1959) и трехтомной "автобиографии" (1967-69).рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 совместно с а. эйнштейном выступил инициатором пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). сохранился огромный рукописный архив рассела.предмет философиив произведениях рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). важнейшее качество философии, по расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. в "истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.основные понятия онтологии и теории познаниярассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. принципиально важным для рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", рассел называл "именами". "знание по описанию" вторично. это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "уэверли" в предложении "скотт есть автор "уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".математические и семантические парадоксызанимаясь теорией множеств, рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? при ответе на данный вопрос возникает противоречие. этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. решение, предложенное расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс рассела" (теория типов был использована расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "лжец"). многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.логический атомизмрассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. в атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. в молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. по признанию рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа людвига витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике "поздним" витгенштейном и представителями лингвистической философии.философия сознанияв книге "анализ сознания" (1920) рассел, вслед за у. джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. в психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. в целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. в более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма д. юма. сочинения:человеческое познание. его сферы и границы. м., 1957.почему я не христианин. м., 1987.on education. london,1926.an outline of philosophy. london,1927.the analysis of matter. london,1927.my philosophical development. london,1959.литература:колесников а. с. философия бертрана рассела. л., 1991.ayer a. j. russell. london, 1977.grayling a. c. russell. oxford, 1996.а. ф. грязнов

  4. (russell) уильям (билл) (р . 1934), американский спортсмен и тренер (баскетбол). один из лучших центровых в истории национальной баскетбольной ассоциации (нба). чемпион олимпийских игр (1956) в составе сборной сша. в 1956-68 выступал в составе команды "бостон селтикс". 5 раз назывался "самым полезным игроком" нба (1958, 1961-63, 1965). первый чернокожий спортсмен, занявший пост тренера в профессиональном спорте сша; в 1966-68 - играющий тренер "бостон селтикс".


Рамакришна,, русский
    Настоящее имя гададхар чаттерджи (род. 20 февр. 1834, камарпукар, бенгалия – ум. 16 авг. 1886, калькутта) – инд. мыслитель и религиозный реформатор. популярную форму веданты (шанкары) он объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира и в которой их формы молитвы получают свое завершение и гармонию. по рамакришне, главное требование религиозной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. его ученик вивекананда (1862-1902) основал миссию для распространения идей рамакришны в индии и америке.