Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Поведенческая психология

Глоссарий по философии
    – см. бихевиоризм.




Поведенческая генетика,, русский
    Также психогенетика – изучение влияния генетических свойств организма на поведение, а также взаимодействия генетических и средовых факторов в той мере, в какой они воздействуют на поведение человека, т.е. исследование широкоизвестного противоречия: что более влияет – природа или воспитание. исследование взаимосвязей поведения и генетических предпосылок, или наследственности, было начато англ, ученым фрэнсисом гальтоном, который, изучая семьи своих выдающихся современников, пришел к выводу, как и его родственник чарлз дарвин, что интеллектуальные способности передаются по наследству. гальтон первым начал генетические исследования близнецов и ввел в употребление многие статистические методы, используемые по сей день. также первым он пришел к выводу, что приобретенные поведенческие проявления не могут наследоваться. в 1937 амер. психогенетики горацио ньюмен, фрэнк фриман и карл хольцингер изучали однояйцевых близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, для определения воздействия окружения на интеллектуальное развитие. они пришли к выводу, что в целом генетические предпосылки играли большую роль в развитии интеллекта, чем влияние среды. однако в 1980 др. амер. генетик, роберт пломин, заключил, что наследственные различия определяют вариации коэффициента интеллекта примерно на 50 %.


Поведенческая эпидемия, русский
    Эпидемия, связанная с силой внушения или определяемыми культурой поведенческими паттернами (в противоположность внедрению микроорганизмов или физическим воздействиям). примеры включают танцевальные мании в средние века, случаи массовых обмороков или судорог («истерические эпидемии»), панику толпы, приливы моды и энтузиазма. природа передаваемого поведения зависит не только от персональных контактов двух людей, но и от группового принуждения (курение, употребление алкоголя или наркотиков). поведенческие эпидемии иногда трудно отличить от вспышек органических заболеваний, например, при отравлении окружающей среды токсическими веществами.


Поведенческий, русский

Поведенческий аспект, русский
    Часть структуры журналистской этики, связанная с технологической стадией творческого процесса (сбором и обработкой фактического материала).


Поведенческий таргетинг, русский
    Сбор данных о действиях пользователей в сети, предназначенный для формирования «портретов» ца и ее отдельных представителей. читайте по ссылке подробное определение,


Поведенческий фактор риска, русский

Поведенческое интервью, русский

Психологизм, русский
  1. – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., в. вундт). психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. противоположность – антипсихологизм.

  2. , в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (г. тард, ч. кули, дж. мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.


Психологизм социологический, русский
  1. Направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. как направление социологии сформировался во второ

  2. Направление социологии, принимающее за основную предпосылку исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов. как направление социологии сформировался во второй половине xix в.; его бурное развитие в xx в. существенно связано с идеями и деятельностью з. фрейда и его последователей (=> постфрейдизм).


Психологии институт ран (ипран), русский
    , основан в 1971 в москве.


Психологическая атмосфера общения, русский
    Характеристика конструктивного, позитивного эмоционального настроя членов группы, позволяющая качественно выполнять поставленные задачи. -р-


Психологическая война, русский

Психологическая операция 163, русский

Психологическая помощь / поддержка, русский

Психологическая травма, русский

Психологическая школа права, русский
  1. Одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже xx в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. представители п.ш.п.: г.тард(франция),л. кнапп. а. бирлинг, э. ленинг (германия), росс. р. вест. п. сорокин и др.

  2. , направление в науке права, сложившееся в кон. 19 - нач. 20 вв. представители психологической школы права объясняли возникновение и действие права психологией личности (группы лиц). рассматривали право как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов. крупнейший представитель - л. и. петражицкий.


Психологический, русский

Психологический барьер, русский
    Барьер, возникающий между пользователем и новой системой, вызываемый, как правило, боязнью трудностей при переходе на новую систему, неизвестностью того, будет ли она лучше старой системы


Психологический контракт, русский

Психологический отбор юристов, русский
    Один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата требованиям специальности. в настоящее время осуществляется главным образом в правоохранительных органах (мвд, прокуратура. фсб и др.), а также в ряде вузов юридического профиля. в законодательстве рф критерии, процедуры и методы п.о.ю. практически не регламентированы. в нем задается лишь возможность его практического использования. так, согласно закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 "о прокуратуре российской федерации" на должности следователя, прокурора могут быть назначены "граждане российской федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности". более детально же п.о.ю. в каждом ведомстве регламентируется подзаконными актами.


Бихевиоризм, русский
  1. (от англ. behavior поведение) ведущее направление в американской психологии xx в., сводящее психику к различным формам поведения.

  2. Направление в американской психологии xx в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога дж. уотсона «психология с точки зрения бихевиориста». он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она в

  3. Перешедшее из психологии и социологии в политическую науку в 20-30-х гг. xx века теоретико-методическое направление, согласно которому главным объектом анализа является политическое поведение, изучаемое с помощью "строгих" методов сбора и анализ

  4. (от англ . behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. родоначальник бихевиоризма - э. торндайк, программа и термин предложены дж. уотсоном (1913). наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в сша в качестве "бихевиоральных наук", т. е. изучающих поведение. необихевиоризм 1930-х гг. (э. ч. толмен, к. л. халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма "стимул - реакция", ввел в нее опосредствующее звено - "промежуточные переменные" (различные познавательные и побудительные факторы).

  5. Направление в американской психологии xx в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога дж. уотсона «психология с точки зрения бихевиориста». он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в сша. существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации; практическое приложение этой теории – введение конвейеров и развитие рекламы – не заставили себя ждать. одна из причин, на кою не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, – недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. бихевиоризм складывался как направление с явным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. предметом изучения может быть поведение, активность. активность, внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно. экспериментальная программа уотсона предполагала, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль как реального регулятора человеческой деятельности. все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и пр. за единицу поведения принимается связь стимула и реакции. законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. процессы внутри этой системы – как психические, так и физиологические -. согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению. провозглашалось, что предметом науки может быть лишь то, что доступно внешнему наблюдению – факты поведения. конечно, существование сознания не отрицалось и не подвергалось сомнению, но утверждалось, что оно не может выступать как предмет психологии. основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды, с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. в качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула s и ответной реакции r: в качестве описательной и объяснительной предлагалась схему s – r, согласно коей воздействие (стимул) s порождает некое поведение (реакцию) r, причем характер реакции определяется только стимулом. все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), кои образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. с этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. предполагалось провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующим стимул-реактивные связи. эта схема распространялась и на животных, и на человека. а поскольку законы научения – формирования реакции на определенные стимулы – провозглашались универсальными, данные экспериментов с животными распространялись и на человеческое поведение. бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность, а все понятия, связанные с сознанием и прочими проявлениями «духовного начала», не наблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. «осознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений – например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и прочего, – позволяют количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувства. перед психологией ставились такие задачи:

  6. (от англ, behaviour поведение) – направление в психологии, получившее особенно большое распространение в америке (главные представители: дж. уотсон и э. торндайк); бихевиоризм совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. поэтому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. на этом фундаменте бихевиоризм создает свою собственную этику и социологию. бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни.

  7. Сведение создания к целенаправленному поведению, связанному с парой "стимул-реакция". для б. характерно рассмотрение субъекта как черного ящика. ряд моделей искусственного интеллекта был построен на основе подхода, декларируемого в б.

  8. (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.


Пограничные понятия, русский
    – понятия, которые ограничивают познание и одновременно указывают на нечто, лежащее по ту сторону границы (напр., понятие положительного ноумена у канта).


Поведенческая генетика,, русский
    Также психогенетика – изучение влияния генетических свойств организма на поведение, а также взаимодействия генетических и средовых факторов в той мере, в какой они воздействуют на поведение человека, т.е. исследование широкоизвестного противоречия: что более влияет – природа или воспитание. исследование взаимосвязей поведения и генетических предпосылок, или наследственности, было начато англ, ученым фрэнсисом гальтоном, который, изучая семьи своих выдающихся современников, пришел к выводу, как и его родственник чарлз дарвин, что интеллектуальные способности передаются по наследству. гальтон первым начал генетические исследования близнецов и ввел в употребление многие статистические методы, используемые по сей день. также первым он пришел к выводу, что приобретенные поведенческие проявления не могут наследоваться. в 1937 амер. психогенетики горацио ньюмен, фрэнк фриман и карл хольцингер изучали однояйцевых близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, для определения воздействия окружения на интеллектуальное развитие. они пришли к выводу, что в целом генетические предпосылки играли большую роль в развитии интеллекта, чем влияние среды. однако в 1980 др. амер. генетик, роберт пломин, заключил, что наследственные различия определяют вариации коэффициента интеллекта примерно на 50 %.