Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Определенное бытие

Глоссарий по философии
    – количественно определенное существование, сущность.




Быт, русский
    , уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.


Бытантай, русский
    , река в якутии, левый приток яны. 586 км, площадь бассейна 40,2 тыс. км2. судоходна на 120 км от устья.


Бытгию, казахский
    Неодобр


Бытие, русский
  1. Бытие, бытность, существование, пребывание, присутствие, наличность. ср. жизнь, присутствие.

  2. , первая книга пятикнижия, излагающая мифологические представления древних евреев о создании вселенной, земли и человечества, а также легендарную древнейшую историю евреев.

  3. , философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

  4. – философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «я есть»). при этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. реальное бытие часто называют существованием, идеальное – сущностью. реальное бытие – то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (н. гартман). идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. от бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. в противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. в противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. для метафизиков «истинное» бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. в этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. в теологическом мышлении бог является вечным творцом этого бытия (см. творение), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом – материя, в энергетическом – энергия. согласно современной онтологии, бытие – это идентичное во всем многообразии сущего. в др. понимании бытие (согласно формуле аристотеля: to on ha on) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. различают два способа бытия – реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия – возможность, действительность и необходимость. говорят также и о «слоях бытия» (см. учение о слоях). «бытие – это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. но последнее никогда не может быть определено. определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит» (n.hartmann, zur grundlegung der ontologie, 1941). согласно хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», – благодаря этому раскрывается бытие. для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. экзистенциализм, фундаментальная онтология). бытие – «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. в этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно хайдеггеру, «смысл бытия». подобный смысл может проявляться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям (см. настроение). смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. «как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?» (m. heidegger, was ist metaphysik, 1949). у сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. в качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». в древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. предложение), как «hie leo» (»здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в слав, и др. языках). вопрос о том, что же означает то, что «есть» вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не ставился.

  5. -в-себе – в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т. к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. с точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, сущеев-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом. в экзистенциализме сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует само бытие. бытие-в-себе означает: «бытие есть то, что оно есть» («l`etre est се qu`il est»). это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. «человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. поэтому появление человеческого существования означает, что... быти


Бытия, русский

Бытность, русский
    Бытность , бытие, быть, присутствие , в бытность


Бытовать, русский

Бытовая глубина, русский
    Глубина воды в естественном или искусственном русле водотока


Бытовая скорость, русский
    Средняя скорость воды в естественном или искусственном русле водотока


Бытовка, русский

Бытовое водоснабжение, русский

Бытовое давление, русский

Бытовое жидкое топливо см. domestic, русский

Бытовое жидкое топливо см. также home heating oil, русский

Бытовое помещение, русский

Бытовой контекст, русский

Бытовой лом, русский
    Непригодные для прямого использования изделия бытового назначения или части этих изделий, содержащие цветные металлы или их сплавы и утратившие эксплуатационную ценность;


Бытовой шум, русский

Бытовой; домашний, русский

Бытовые водоочистные устройства, русский
    Водоочистные устройства, эксплуатируемые и обслуживаемые самими потребителями


Бытовые выражения, русский

Существование, русский
  1. Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование

  2. – см. экзистенция.

  3. ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.


Оптимум, русский
  1. (от лат. optimum – наилучшее) – мера лучшего, совокупность наиболее благоприятствующих условий. отсюда: оптимальный – благоприятнейший, лучший.

  2. (от лат . optimum - наилучшее), совокупность наиболее благоприятствующих условий; наилучший вариант решения задачи или путь достижения цели при данных условиях и ресурсах. оптимум экономический в широком смысле - наиболее эффективное функционирование производства, в узком - наилучшее использование материальных ресурсов, при котором достигается возможный максимальный эффект производства или возможный минимум затрат.

  3. Оптимальный.


Оппенгеймер, русский
  1. (oppenheimer) франц (род. 30 марта 1864, берлин – ум. 30 сент. 1943, лос-анджелес) – нем. социолог; профессор франкфуртского ун-та (1919-1929), а затем – различных ун-тов сша; представитель либерального социализма. им написаны: «theorie der reinen und politischen цkonomie», 1910; «die soziale frage und der sozialismus», 1912; «weder kapitalismus noch kommunismus», 1919; «system der soziologie», 4 bde., 1922-1935; «machtverhдltnisse». – in: «hwb. der soziologie», hrsg., vierkandt, 1931; «erlebtes, erstrebtes, erreichtes», 1931.

  2. (oppenheimer) роберт (1904-67) , американский физик. труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звездам. руководил (1943-45) созданием американской атомной бомбы. председатель генерального консультативного комитета комиссии по атомной энергии сша (1946-52), директор (1947-66) института фундаментальных исследований в принстоне. выступил против создания водородной бомбы и в связи с этим в 1953 обвинен в "нелояльности" и отстранен от секретных работ.