Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Мышление по воспоминанию

Глоссарий по философии
    – естественная форма мышления в противоположность дедуктивному логическому, или дискурсивному, мышлению. мышление по воспоминанию состоит в использовании знаний «наудачу», каждый раз в зависимости от конкретной ситуации, в обращении к богатствам памяти, при котором мысль перескакивает от одного воспоминания к др., пробуя, проверяя их одно за другим и таким путем нащупывая нужную связь.




Воспоминание, русский
  1. Извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. с возрастом воспоминания все больше стан

  2. Локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала.

  3. Извлечение из памяти долговременной образов прошлого, воспроизведение событий из жизни, мысленно локализуемых во времени и пространстве. благодаря им обеспечивается единство личности от раннего детства до старости. с возрастом воспоминания все больше становятся составной частью духовной жизни личности. может быть произвольным (-> припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании (=> персеверация; гипермнезия). реконструкция, или восстановление, прошлого опыта никогда не бывает буквальной. степень несовпадения воспоминания и прошлого события зависит от динамики развития личности – ее установок, мотивов, целей, от давности припоминаемого события, а также от значимости его для субъекта. продуктивность воспоминания зависит от мнемических средств (-> мнемотехника), а также от условий, в коих запоминался эпизод.

  4. – непроизвольно возникшее или произвольно вызванное вновь содержание сознания, которое более или менее сходно с первоначальным переживанием или кажется сходным (-достоверность воспоминания и его заблуждения). способность к точному воспроизведению, воспоминанию у различных людей неодинакова, и даже у одного и того же человека неодинакова по отношению к разным предметным сферам. воспоминаемое принадлежит к классу представляемого. см. память.


Воспоминание покрывающее, русский
  1. Второстепенные детские воспоминания, кои при вспоминании выступают вместо первостепенных, создавая видимость меньшей значимости последних. согласно з. фрейду, воспоминания раннего детства – первых пяти-шести лет жизни – обычно сохраняют второстепенные и б

  2. Второстепенные детские воспоминания, кои при вспоминании выступают вместо первостепенных, создавая видимость меньшей значимости последних. согласно з. фрейду, воспоминания раннего детства – первых пяти-шести лет жизни – обычно сохраняют второстепенные и безразличные детали, тогда как сильные переживания, связанные с аффектами, часто не вспоминаются вовсе. воспоминания покрывающие образуются вследствие сдвига в репродукции и замещают влечение, вытесненное в бессознательное, с коим ассоциативно связаны и как бы его прикрывают.


Воспоминание произвольное, русский
    При воспоминании произвольном некоего события сознательно восстанавливается отношение к нему, что может сопровождаться сопутствующими этому эпизоду эмоциями.


Воспоминания, русский
  1. Воспоминания , книга

  2. Общее название повторно возникших знакомых по прежнему опыту представлений, мыслей, чувств


Воспоминания иллюзорные, русский
    Воспоминания о реальных фактах, искаженные в связи с различными


Воспоминания ложные, русский

Воспоминания навязчивые, русский
    Непреодолимые воспоминания, часто о недостойном, позорном событии,


Воспоминания насильственные, русский

Воспоминания псевдогаллюцинаторные, русский

Мышление, русский
  1. Обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  2. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и т

  3. — обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  4. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. в этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

  5. – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, т. о., состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей (см. сфера мышления); при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. мыслит ли данный человек, что и как думает в данный момент тот или иной человек, зависит от его настроения (см. также законы мышления). часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. оба способа мышления переходят один в другой. в научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. говорят также о первобытном, магическом, архаическом и символическом мышлении. мышление исследуется психологией (мышления), его функции в познании – учением о познании, его отношение к понятийному – логикой, к бытию – метафизикой, его роль в обществе – социологией, его связь с жизнью мыслящего организма – биологией.

  6. , высшая ступень человеческого познания. позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

  7. Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и

  8. Психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. мышление является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного.

  9. Активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач


Мышление абстрактное, русский
  1. Мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. мышление аментивное (инкогерентное, бессвязное)

  2. Предполагает умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных признаков, выделять общие и существенные признаки, и на этой основе формировать абстрактные понятия.


Мышление алгоритмическое, русский
    Предполагает умение точно следовать инструкции или предписанию, указывающему строгую последовательность в совершении определенных действий, обеспечивающих получение требуемого результата.


Мышление архаическое, русский
    – мышление древности; в более узком смысле – мышление народов древней греции (времен гомера, до 5 в. до р. x.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.


Мышление аутистическое, русский
    Мышление, опирающееся не на факты реальной жизни, а на переживания, обусловленные внутренним миром больного, его субъективными установками, желаниями, фантазиями.


Мышление безобразное, русский
    Понятие, введенное в школе вюрцбургской. означает мышление, свободное от чувственных элементов познания – образов восприятия, представлений и речевых конструкций.


Мышление визуальное, русский
  1. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических с

  2. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических свойствам объектов формируются внешние действия перцептивные. в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. в развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.


Мышление дедуктивное, русский
    Связано с мыслительным процессом, характеризующимся движением мысли от общего к частному.


Мышление диалектическое, русский
    Предполагает умение видеть в явлении единство и борьбу противоположностей, выявлять тенденции в их развитии, видеть зарождение новых противоположностей.


Мышление дискурсивное, русский
  1. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление ди

  2. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление дискурсивное противопоставляется мышлению интуитивному.

  3. (от лат. discurrere – растекаться, распадаться), или сукцессивное, – мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. в широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.


Мышление дологическое, русский
    – естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.


Мышление дооперациональное, русский
  1. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана предс

  2. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана представлений. первоначально как средство обозначения ребенок использует отсроченную имитацию, игровой символ, рисунок, умственный образ, речевые конструкции. за счет этого он может мысленно расчленять объект и составлять его из частей. обычно на этой стадии еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет на внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как на внешнем плане их можно выполнить лишь последовательно. при этом ребенок должен преодолеть собственный эгоцентризм или центрацию на ярких, но малосущественных свойствах предметов.


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Зависимости, русский
    1. разновидность параметрического проектирования. 2. правила, определяющие положение, наклон, касательность, размеры и отношения между объектами в геометрии


Мышления тенденциозность, русский
    – в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого-либо идеологического или догматического учения. в области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения логического умозаключения, откуда результируется определенная форма мышления, налагающая свойственные ей ограничения на процесс и результаты мышления.


Мышление дологическое, русский
    – естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.