Глоссарий





Новости переводов

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Локк

Глоссарий по философии
  1. (locke) джон (род. 29 авг. 1632, рингтон, близ бристоля – ум. 28 окт. 1704, отс, эссекс) – англ, философ, психолог, педагог. главный представитель эмпиризма, теорию познания строил на основе психологической теории сознания (чем проложил путь психологии в современном смысле, т.е. психологии как анализу эмпирического сознания), создав тем самым систему педагогики, предметом которой была отдельная личность. исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания; тем самым он хотел побудить человека не заниматься в безмятежном спокойствии, ввиду ограниченности познания, вещами, которые выше его способности понимания. локк отрицал врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или этическими. напротив, сознание, по локку, сначала чисто, как белая бумага, tabula rasa, и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое локк назвал «идеями». опыт не является ни (внешним) восприятием (ощущением), ни (внутренним) самонаблюдением (рефлексией). опыт различен у всех индивидов и народов, а потому так же безусловно само различие высших принципов. согласованность между ними существует в крайнем случае от природы или по привычке. для канта, напр., большую роль сыграло учение локка о «первичных» и «вторичных» качествах. телам свойственны и в любом состоянии неотделимы от них величина, форма, число, положение, движение или покой. это «первичные» качества тел, которые мы воспринимаем такими, каковы они есть в действительности. напротив, цвета, запахи, вкусовые свойства и т. д. суть «вторичные» качества, которые возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства. сложное содержание может быть образовано только в соответствии с опытом; свободное комбинирование, по локку, ведет к фантастике. высший принцип локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (лат.: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах); однако при этом он признавал наличие известной «разборчивости разума» (dispositions of the mind). в своем учении о государстве локк ограничивает его деятельность самым необходимым и требует конституционного правительства на основе суверенитета народа, которое гарантировало бы свободу и равное право для всех, а также разделение власти. в этике локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное – как беду. высший закон – всеобщее благо. как философ религии, локк учил: то, что бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет – может судить только разум, но не церковная догма; локк близко стоит к естественной религии. осн. произв.: «an essay concerning human understanding», 1690 (рус. пер. «опыт о человеческом разуме», 1936); «two treatises of government», 1690; «the reasonableness of christianity», 1695.

  2. (locke) джон (1632-1704) , английский философ, основатель либерализма. в "опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). социально-политическая концепция локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. в педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. основоположник ассоциативной психологии.

  3. (locke) джон (29 августа 1632 , рингтон - 28 октября 1704, отс), английский философ. вехи жизни и творчества происходил из семьи мелкого судейского чиновника. получил философское и медицинское образование в оксфордском университете. в 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика роберта бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-канцлера англии. опыт воспитательной деятельности лег в основу педагогической теории локка, изложенной впоследствии в трактате "мысли о воспитании" (1693). вместе с шефтсбери он находился в эмиграции во франции (где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в голландии (где сблизился с вильгельмом оранским, который в 1688 в результате "славной революции" стал английским монархом). вернувшись в 1689 на родину, локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. умер в доме леди мешем, дочери кембриджского платоника ралфа кедворта. основное произведение - "опыт о человеческом разумении" - начал писать в 1671, опубликовал его лишь в 1689. кроме этого, им написаны "послание о веротерпимости" (1689), "два трактата о правлении" (1690), "разумность христианства" (1695) и др. социально-политические воззрения локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. в отличие от томаса гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. для этого, согласно локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и великой французской революций. истоки и содержание познания локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею бога). локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу "первых принципов" (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. в основе всякого знания, по локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают "простые идеи"; душа при этом пассивна, это "чистая доска", на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. допущение рефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторыми продолжателями локка в 18 в. (например, э. кондильяком) как главная непоследовательность его сенсуалистической теории. вслед за р. бойлем локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. под "качеством" он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объем, число - это "реальные сущности", объективно присущие вещам свойства; они изучаются точными науками. вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это "номинальные сущности"; вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, для восприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет с определенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения и нормальное функционирование зрительного аппарата человека). усложнение опыта. роль языка и проблема субстанции посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). при образовании сложных идей душа, согласно локку, активна. любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка локка идеи функционируют как значения слов. будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". локковская теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась. локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции. виды знания и степени достоверности локк различал три вида знания по степени их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. трактовка интуиции, однако, носит у локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа "белое не есть черное", "три больше двух", "целое больше части" и т. п. философия локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского просвещения, в частности, деизма.


Locke, английский

Рингера-локка, русский



Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Происхождение, русский
  1. Происхождение, начало, возникновение, источник, корень, основание, причина. он еврейского происхождения, в его жилах течет еврейская кровь. человек низкой породы. он из рода гогенцоллернов. вести свой род от кого, возводить свой род до отдаленного предка.

  2. Origin


Достоверность, русский
  1. Одна из характеристик психодиагностических методик и тестов. понятие достоверности близки к понятию валидности, но не вполне тождественно ему.

  2. , форма существования истины, обоснованной каким-либо способом (напр., экспериментом, логическим доказательством).

  3. – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. достоверность может быть субъективной (в вере), объективной (в науке), непосредственной (основанной на созерцании, собственном восприятии, собственном переживании – интуитивная достоверность) или опосредованной, исторической или логической (полученной посредством сообщения или посредством мышления).

  4. Бесспорность, твердая обоснованность и строгая доказательность какихлибо знаний. достоверное суждение такое суждение, в котором высказывается твердо обоснованное знание.


Заниматься, русский
    Заниматься, работать, трудиться, упражняться, промышлять. промышлять рыболовством, бакалеями. разрабатывать вопрос. удариться в писательство. отправлять должность. вы занимаетесь? -- занимается только заря (каламбур). , гореть, делать, работать, упражнять


Способности, русский
  1. Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.

  2. , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.


Содержание, русский
  1. Содержание, содержимое, предмет, суть, сущность, материя, сюжет, тема, фабула, оглавление; довольствие, продовольствие, жизнь, иждивение, кошт. сюжет (фабула) романа; предмет (тема) разговора. книга ученого содержания. они рассуждают о важных материях. эт

  2. 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата.

  3. – 1) есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны – снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

  4. Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов с указанием начальных страниц. см. оглавление.

  5. Справочный элемент издания, в котором дан перечень всех статей или отдельных произведений, входящих в издание, с указанием номеров страниц, на которых они начинаются


Ломоносов м, русский
    Ихаил васильевич (род. 8 нояб. 1711, дер. денисовка, архангельской губ. – ум. 4 апр. 1765, с.-петербург) – рус. ученый-энциклопедист и мыслитель. окончил славяно-греко-лат. академию в москве, был затем направлен в академию наук в петербурге, а потом за границу, в марбургский ун-т. в 1741 вернулся в россию. велики его заслуги в самых разных областях науки. в философских взглядах тяготел к механическому материализму и деизму. в работе «о слоях земных» выдвинул гипотезу об эволюции растительного и животного мира; не мыслил материю в отрыве от движения, полагая, что все многообразие явлений в природе обусловлено разными формами движения материи («размышления о причине теплоты и холода», 1749). осн. свойствами материи считал протяженность, силу инерции, форму, непроницаемость и механическое движение. в теорий познания отводил большое место опыту, считая, однако, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. являясь основателем московского ун-та (1755), немало способствовал общепросветительской деятельности, полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов. его труды изданы в поли. собр. соч., тт. 1-10, 1950-1959.


Локаята, русский
  1. (санскр. – направленный только на этот мир) – древнеинд. система материализма, объясняющая мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смешению этих элементов возникает также и духовное. последователи этого учения, называвшиеся также чарваками, отрицали нравственный мировой порядок и проповедовали чувственное наслаждение как цель жизни.

  2. (чарвака) , древнеиндийское философское учение; считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом брихаспати. отвергая авторитет вед и проповедуемые ими принципы (существование бога-абсолюта, души и т. п.), локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим - только этот мир (лока), единственной реальностью - материю, целью человеческого существования - достижение наслаждения.