Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Лейв

Глоссарий по философии
    (leeuw) герард ван дер (род. 18 марта 1890, гаага – ум. 18 нояб. 1950, утрехт) – нидерл. представитель философии религии; с 1918 по 1950 – профессор в гронингене, в 1945-1946 – министр просвещения. учил, что все жизненные явления указывают на откровение бога в христе. у бога есть место для каждого, даже для атеиста. осн. работы: «phдnomenologie der religion», 1933; «inleiding tot de theologie», 1935; «bachs matthaeuspassion», 1937; «der mensch und die religion. anthropologischer versuch», 1940; «bachs johannespassion», 1946; «levensformen», 1948; «die bilanz des christentum», 1951.




Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Откровение, русский
  1. (от лат. revelatio, греч. apokalypsis) – обнаружение, раскрытие истины, самовыявление бога, божественного, духа. откровение воспринимается не рассудком, а сердцем (см. любовь). сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. согласно заявлениям религии, в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения, напр. авторы библии, моисей, христос (откровение в смысле своеобразного сверхприродного откровения – см. мф. 11, 27). иногда откровение трактуется гораздо шире (рим. 1, 19): под ним понимается всеобщее обнаружение, раскрытие природы, которое должно быть доступно любому религиозному постижению. однако позднее христианство устранило это различие благодаря учению о том, что уже верующий, читающий библию, может быть причастен к своеобразному откровению.

  2. , в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. выражается в тексте "писания" (в иудаизме и христианстве - библия, в исламе - коран) и в "предании", также получающем письменную фиксацию (в иудаизме - талмуд, в христианстве - сочинения "отцов церкви", в исламе - сунна).


Лекки, русский
    (lecky) уильям эдуард гартполь (род. 26 марта 1838, ньютаун, близ дублина – ум. 22 окт. 1903, лондон) – ирл. историк; ученик бокля, исследователь истории культуры. осн. произв.: «history of the rise and influence of the spirit of rationalism in europe», 2 vol., 1865; «history of european morals from augustus to chalemagne», 2 vol., 1869.


Лейбниц, русский
  1. (leibniz) готфрид вильгельм (род. 1 июня 1646, лейпциг – ум. 14 нояб. 1716, ганновер) – нем. философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодотворных ученых 17 в. сначала находился под влиянием своих учителей – якоба томазия (лейпциг) и эргарда вейгеля (йена), позднее – канцлера майнцского курфюрста иоганна христиана фон бойнебурга (перешедшего в др. веру); при нем (1667-1674) лейбниц состоял на службе у майнцского курфюрста (отсюда его постоянные усилия по установлению соглашения между протестант, и католич. церковью), тогда же (в 1672-1676 – в париже, в 1673 – в лондоне), устанавливая связи с учеными, лейбниц заложил основания академии наук в берлине (1700; действуя здесь гл. о. через королеву софью шарлотту прусскую), вене и петербурге (1711). в 1676-1716 находился на службе в ганновере, будучи с 1696 политическим советником по внешним делам (в 1683 вышло его соч., направленное против людовика xiv, – «mars christianissimus») и историографом дома вельфов, которые так и не оценили по заслугам его сорокалетней, испытанной в самых конфиденциальных миссиях службы. «его жизнь протекала в неутомимой деятельности, но эта деятельность не была целеустремленной, а жизнь его была «монадической», уединенной, вне сложившегося круга профессуры; однако лейбниц всегда был живо связан со многими исследователями. так случилось, что он писал свои работы только по какому-либо определенному поводу – немногие резюмирующие наброски и бесчисленные письма. далеко не все из того, что им хранилось в ганновере, было опубликовано» (г. крюгер). период до 1680 в жизни лейбница был периодом его освобождения от неосхоластики; до этого времени он занимался политикой, теологией, естественными науками и математикой. только после 1680 он выступает и со своими философскими работами и мыслями, облеченными в форму писем и журнальных статей; вышедшая при его жизни «теодицея» («theodizee»), объясняющая и защищающая этот мир как лучший из возможных и бога как его творца, представляет собой, по сути дела, теологию (естественную); философское соч. «новый опыт о человеческом разуме» («neuere versuche ьber den menschlichen verstand») появилось в печати только после смерти лейбница (1765, окончено 1704). взгляды лейбница не раз претерпевали изменения, но они шли в направлении создания законченной системы, примиряющей противоречия, стремящейся учесть все детали действительности, – как наглядной, так и абстрактной, – системы, которую лейбниц, конечно, представлял лишь фрагментарно. осн. мысли лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой вселенной; 3) гармоничность вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие вселенной; 5) динамичность осн. состояния вселенной. исходя из схоластического учения о всеобщей метафизической сущности (formae substantiates), лейбниц поднимается до принципа наличия творческого мышления у индивидуальных субстанций. математический метод здесь казался ему вполне достаточным, пока он не уяснил себе его ограниченность. в тесной связи с учением декарта о ясном и отчетливом познании, или мышлении, нерешенными проблемами которого он занимался, лейбниц развивает аналитическую теорию о мыслящем, или познающем, сознании. в области естественнонаучной он отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). с др. стороны, он дошел до различения абстрактных истин и истинности фактов. наиболее знаменито учение лейбница о монадах (монадология); монадами он называет простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. различие монад состоит в различии их представлений. бог есть первомонада, все др. монады – ее излучения. то, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность монад. душа – тоже монада. минералы и растения – как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям, бог же обладает исключительно адекватными, т.е. наиболее осознанными и наиболее объективными, представлениями. ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. учение лейбница о монадах дополняется его учением о «предустановленной гармонии». согласно ему, бог создал все субстанции т. о., что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. и учение о монадах, и учение о предустановленной гармонии имеют значение, по лейбницу, для всех существ телесного, душевного и духовного склада – как для них самих, так и для их отношений между собой, в частности для соотношения тела, души и духа внутри человеческой личности. кроме школы лейбница – вольфа, он оказал влияние также на гердера, гёте, шиллера и нем. идеализм, а позднее – на гербарта и лотце. печатные издания его трудов: соч. в 7 тт., 1890; соч., в 5 тт., 19041916; соч. в 40 тт., 7 сериях, с 1923; в 1949 издана «protogaca»; в 1950-1952 «allgemeiner, politischer und historischer briefwechsel»; «textes inedites d`apres les manuscripts de la bibliotheque de hanovere», 1948; избр. соч., 1949. с 1926 существует лейбницевское общество (местопребывание – берлин, академия наук); в 1928 основан архив лейбница.

  2. (leibniz) готфрид вильгельм (1646-1716) , немецкий философ, математик, физик, языковед. с 1676 на службе у ганноверских герцогов. основатель и президент (с 1700) бранденбургского научного общества (позднее - берлинская ан). по просьбе петра i разработал проекты развития образования и государственного управления в россии. реальный мир, по лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии ("монадология", 1714); существующий мир создан богом как "наилучший из всех возможных миров" ("теодицея", 1710). в духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики ("новые опыты о человеческом разуме", 1704). предвосхитил принципы современной математической логики ("об искусстве комбинаторики", 1666). один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.