Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Конечная цель

Глоссарий по философии
    – последняя цель, возможность которой не обусловлена никакой другой целью; цель, которой служит все и в которой предназначение человека (или, в теологии, все творение) достигает своей цели (см. целесообразность, телеология).




Конечная веха, русский
    Работа-веха для отслеживания завершения фазы проекта


Конечная влажность, русский

Конечная гласная, русский

Конечная группа, русский

Конечная интеграция, русский

Конечная математика, русский
    (дискретная математика) , раздел математики, занимающийся изучением свойств объектов конечного характера. к их числу могут быть отнесены, напр., конечные группы, конечные графы, некоторые математические модели преобразователей информации.


Конечная морена, русский

Конечная нить, русский

Конечная оболочка, русский

Конечная обработка, русский

Конечная остановка, русский

Конечная остановка транспорта, русский

Конечная позиция, русский

Конечная последовательность, русский

Конечная работа, русский
    Работа без логических последователей


Конечная разность, русский

Конечная разрешающая сила линзы, русский

Конечная разрешающая сила объектива, русский

Конечная рифма, русский

Конечная согласная, русский

Конечная станция, русский

Возможность, русский
  1. Возможность , мочь , давать возможность, лишен возможности, иметь возможность, отчаяться в возможностях

  2. – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. эта тенденции может быть объяснена только как возможность. следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал г.ихгейзер (1933). позднее а. гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. после него категориальный характер этого понятия признал в. камлах. философские основы такого толкования были заложены в. дильтеем. в обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. для объяснения осознания реальности м. шелер употребляет введенное дильтеем понятие противоречия. противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. отсюда ясно отношение к понятию возможности. возможность означает ссылку на противоречия. такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. в каждой возможности присутствует вероятная невозможность. в обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. возможность и бытие возможности существуют в разных формах. познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. познание без ссылки на возможность голо. изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

  3. Условие или обстоятельство, позволяющее сделать, осуществить что-либо. воспроизводимость измерений (reproducibility of

  4. Количественный или качественный показатель потенциальной способности системы выполнять поставленную задачу, рассчитанный для типовых условий функционирования.


Предназначение, русский
    Предназначение , судьба


Целесообразность, русский
  1. , соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. понимание целесообразности в кибернетике связано с принципом обратной связи (т. е. с воздействием результата процесса на его исходный пункт).

  2. (лат. finalis направленный к определенной цели) – целевая определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. конечная цель). целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. каузальность.

  3. Критерий, соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели.


Телеология, русский
  1. (от греч. tabs – конец, цель, завершение и logos – учение) – учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека, но и исторические события и природные явления направлены как в общем плане, так и в частностях к определенной цели (телеологической); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. телеология является антропоцентрической, если она исходит из того, что все существует для человека; метафизической – если она исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процессом; трансцендентной – если она исходит из признания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне мира; имманентно и – если она полагает, что цель заключена в самих вещах (см. энтелехия). по канту, телеология является только регулятивным, эвристическим принципом, т.е. имеет значение только для способа познания внешнего мира, но не говорит ничего о самом этом мире. согласно христ. телеологической точке зрения, бог – единственная и высшая конечная цель явлений. примерно так же рассматривает телеологию и нем. идеализм.

  2. (от греч . telos, род. п. teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются богом (х. вольф), или являются внутренними причинами природы (аристотель, г. в. лейбниц).

  3. Философское учение о том, что все происходящее в природе имеет цель. субъективная потребность т 229


Конкретное, русский
  1. (от лат. concretus сгущенный) – естественное, видимое и осязаемое действительное, которое в определенное время находится в определенном месте; противоположность – абстрактное (см. абстрактный).

  2. (от лат . concretus, букв. - сгущенный, уплотненный, сросшийся), философская категория; употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое и как система научных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей, закономерности и тенденции развития явлений. в диалектике конкретное противоположно абстрактному; теоретическое познание осуществляется как восхождение от абстрактного к конкретному.


Кондорсе, русский
  1. (condorcet) мари жан антуан, маркиз де (род. 1743 рибмон, близ сен-кантена – ум. 1794, бур-ла-рен) франц. представитель философии истории, сенсуалист и позитивист. с 1777 – постоянный секретарь парижской академии наук, был близок к энциклопедистам и дидро (см. энциклопедия), позднее участвовал в революции. написал «esquisse d`un tableau historique des progres de 1`esprit humain», 1794) (рус. пер. «историческая картина прогресса человеческого разума», 1909); в этом произв. он пытался доказать первобытную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать своему разуму.

  2. (condorcet) жан антуан никола (1743-94) , маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель, иностранный почетный член петербургской ан (1776-92). с 1785 секретарь французской академии; сотрудничал в "энциклопедии" д. дидро и д`аламбера. в 1791 избран в законодательное собрание, в конвенте примыкал к жирондистам. в философии - сторонник деизма и сенсуализма; развил концепцию исторического прогресса, в основе которого развитие разума ("эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", 1794).