|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дионисийский
Глоссарий по философии |
– см. аполлоновско-дионисийский.
|
|
Аполлоновско, русский
-дионисийский- понятие, введенное шеллингом, для выражения сущности бога аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога диониса. «в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоят осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т. о., собственно управляющая сила... быть в одно и то же время опьяненным и трезвым – в этом заключается тайна истинной поэзии. этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского». понятие использовали также гегель, ницше и рих. вагнер. в работе «рождение трагедии из духа музыки» (1871) ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.
|
Диотима, русский
– в «пире» платона жрица из мантинеи, от которой сократ будто бы воспринял изложенное в этом диалоге учение о сущности эроса. гёльдерлин воспел под этим именем мать одного из своих воспитанников – зузетту гонтард из франкфурта-на-майне.
Дионисий картезианец, русский
(род. 1402/03, рийкель, близ льежа, бельгия – ум. 1471, рермонд, голландия) – голл. теолог, doktor ecstaticus; был дружен с николаем кузанским, обработал, не привнося ничего нового, все схоластические и мистические учения 13 в.; пользовался авторитетом в области эстетики и религиозного воспитания. картезианцы издали поли. собр. его соч. в 43 тт., 1896-1913.
|
|
|
|
|
|
|