|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грасиан
Глоссарий по философии |
-и-моралес (gracian) бальтасар (род. 8 янв. 1601, бельмонтедель-калатайю, близ сарагосы – ум. 6 дек. 1685, таррагона) – исп. писатель; ректор иезуитского колледжа. написал «карманный оракул» («oriculo manual у arte de prudentia», 1653), введение в мировую мудрость.
|
|
|
Гратри, русский
(gratri) альфонс (род. 30 марта 1805, лилль – ум. 7 февр. 1872, монтрё) – франц. философ; с 1863 – профессор этики в сорбонне в париже. будучи представителем ортодоксально-католич. философии, выступал против пантеизма и дедуктивного метода; пытался обосновать христ. догмы с помощью категорий высшей математики. осн. произв.: «cours de laphilos.», 3 v., 1855-1857.
Грановский т, русский
Имофей николаевич (род. 9 марта 1813, орёл – ум. 4 окт. 1855, москва) – рус. историк, знаменитый профессор московского ун-та, глава московских западников. первоначально в своих воззрениях был приверженцем учения т. н. органической школы нем. историков и юристов, а также философии гегеля. отказывался видеть в духовной природе человека простой результат внешних условий и усматривал в обществе не механическое соединение личностей, возникшее в силу их свободного договора или насильственного подчинения, а живой организм, развивающийся по определенным и неизменным законам. всю историю представлял в виде процесса развития всемирного духа, совершающегося путем смены противоречивых и затем примиряющихся в высшем синтезе идей, которые воплощаются в отдельных народах с их национальным духом. отдельные личности, не исключая и великих людей, служат лишь орудиями проявления народного духа. со временем некоторые его взгляды на задачи и содержание истории претерпели изменения: цель историка он определил как объяснение фактов, которое не должно и не может быть тождественно с их оправданием. им была отвергнута и та прямолинейность процесса развития народного духа, которую он ранее признавал вслед за органической школой: главное содержание истории в его глазах составило развитие индивидуализма. от идеалистического монизма грановский перешел к дуализму духа и материи; считал необходимым отказаться от старых умозрительных построений истории и стремился вывести ее из тесного круга филолого-юридических наук на обширное поприще наук естественных, но не заимствованием методов последних, а выработкой нового метода путем изучения фактов духовного мира и природы в их ` взаимодействии. предусматривая возможность восстановления монистического миросозерцания за пределами истории, грановский для самой истории сохранял самостоятельное значение, различая в ней две стороны – творчество человеческого духа и данные ему природой условия деятельности.
|
|
|
|
|
|
|