Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Гауптвахта

Юридический глоссарий
  1. (нем. hauptwacht - главный караул)- специальное помещение для содержания военнослужащих под арестом (заключенных под стражу). в вооруженных силах рф г. бывает гарнизонная или войсковая (корабельная).

  2. (от нем . hauptwache, букв. - главный караул), специальное помещение для содержания под арестом военнослужащих.




Гегель, русский
  1. (hegel) георг вильгельм фридрих (1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист.представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. г. родился в штутгарте в 1770 г. в семье чиновника. в 1788-1793 гг. учился в тюбингенском теологическ

  2. (hegel) георг вильгельм фридрих (1770-1831) , немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство ) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). противоречие - внутренний источник развития, описываемого в виде триады. история - "прогресс духа в сознании свободы", последовательно реализуемый через "дух" отдельных народов. осуществление демократических требований мыслилось гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. основные сочинения: "феноменология духа", 1807; "наука логики", части 1-3, 1812-16; "энциклопедия философских наук", 1817; "основы философии права", 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

  3. (hegel) георг вильгельм фридрих (род. 27 авг. 1770, штуттгарт – ум. 14 нояб. 1831, берлин, во время холеры) – выдающийся нем. философ; в 1788-1793 изучал в тюбингенском ин-те философию и теологию, в 1800 – 1807 был профессором в йене, в 1815-1818 – в гейдельберге и с 1818 – в берлине; наряду с этим с 1807 он был сотрудником газеты в бамберге, а в 1808 – 1815 – ректором привилегированной гимназии в нюрнберге. свою весьма своеобразную философию гегель считает завершением всей западной истории философии. его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греч. философии и христ. субъективизма (кронер). абсолют, по гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (спиноза), но и как субъект (фихте, шеллинг). гегелевскую систему можно считать .завершением философии нового времени. по гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, – абсолют. абсолют – бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «абсолютное знание», т.е. философия, нашедшая свое завершение в системе гегеля, является поэтому «самосознанием бога» в человеке; но сущность бога – т. к. он является духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. система гегеля состоит из .трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. в конце снова оказывается логика – на этот раз, однако, совершаемая богом в человеке, но не отличающаяся тем не менее по содержанию от первой. развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, т. о., создает чудовищное противоречие. принцип диалектического развития (см. диалектика) – это движение, являющееся результатом противоречия. уже в природе имеет место постепенное «погружение-в-себя» внешнего, но подлинное «возвращение» духа из его «инобытия» (т.е. природы) совершается только в человеке. человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология), на ступени «являющегося сознания» (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою собственную духовную субстанцию как идентичную со своим осознанным (мыслящим и водящим) содержанием. такую же эволюцию совершают образования «объективного духа», т.е. формы, созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность). здесь, так же как и везде, третья ступень является синтезом обеих первых, относящихся друг к другу как антитезы. в конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. это единство достигает в государстве своей высшей формы, нею бог есть единство субъективности и объективности (субъекта и субстанции). над образованиями объективного духа стоят три формы «абсолютного духа», т.е. созерцания, представления и знания абсолютного тождества субстанции и субъекта. в искусстве это единство только «созерцается», идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство «представляется» в лице потусторонней личности, которая есть одновременно бог (т.е. мышление мышления) и человек (т.е. чувственное наличное бытие); только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель – возвышение конечной сущности человека к бесконечному. это единение с божественным нусом есть мистическая цель гегелевской философии. но наибольшее влияние гегель оказал в области философии государства и философии истории. общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». свобода, однако, состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с абсолютом и отождествляет себя с образованиями объективного духа и его волением (государством и правом), созданными в конечном счете тем же абсолютом. свободный гражданин познает свое существенное тождество с volonte generale (руссо), он сам знает, что закон только кажется внешним повелением. результатом гегелевской системы явилось учение карла маркса, стоявшего, как кьёркегор, в оппозиции к крайнему спиритуализму гегеля. диалектическое мышление гегеля маркс применил к политической экономии и эсхатологически истолковал философию истории. значительным было также влияние гегеля на историографию, даже на тех историков, которые внешне возражали против философов-систематиков (ранке) (см. гегельянство, немецкая философия, европейская философия). осн. произв.: «phдnomenologie des geistes», 1807 (рус. пер. «феноменология духа», 1913); «logik», 1812 (рус. пер. «логика», 1937); «enzyklopдdie der wissenschaften», 1817 (рус. пер. «энциклопедия философских наук в кратком очерке», ч. 1-3, 1861-1868); «rechtsphilosophie»,"1821 (рус. пер. «философия права», 1934); учениками гегеля были изданы его лекции по философии истории (рус. пер. «лекции по философии истории», 1935), истории философии (гегель, лекции по истории философии. соч., т. ix-xi, 1932-1935), эстетике (1938 – 1940) и философии религии.


Гарофало, русский
    (garofalo) рафаэль (1851-1934) - итальянский юрист, наряду с ломброзо и ферри основавший антропологическую школу уголовного права. г., имевший наследственный титул барона, читал лекции на юридическом факультете в неаполе, был президентом суда и королевски