Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Periculum, i, n

Русско-латинский словарь


    Искус, русский
      Искус , испытание


    Авантюра, русский
    1. Авантюра , случай , искатель авантюр

    2. (франц . aventure), 1) приключение, похождение. 2) рискованное, сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех; дело, предпринимаемое без учета реальных возможностей.




    Ислам, русский
    1. Ислам , вера

    2. Одна из трех мировых религий, возникшая в vii в.н.э. основатель – мухаммед (570-632 гг.). главные принципы изло-жены в священной книге коране. религиозные обязанности му-сульман: поклонение единому богу аллаху, ежедневная пяти-кратная молитва, очисти

    3. (араб., букв. – предание себя богу), мусульманство – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, возникшая в нач. 7 в. и распространенная гл. о. в странах азии и африки. основателем ислама считается житель мекки, «посланец аллаха» мухаммед, а основы вероучения изложены в священной книге – коране. главным постулатом ислама является учение о едином боге – аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события в окружающем мире и участь каждого человека. верующие обязаны совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, совершать паломничество к мусульм. святыням. в исламе существуют два осн. направления – суннизм, представляющий ортодоксальную ветвь (90% верующих), и шиизм, отличающийся толкованием ряда мусульм. догматов (ок. 10% верующих). в исламе сложились определенные традиции, освящающие, напр., узы родства, святость гостеприимства, помощь путникам и нищим, возведенная в ранг долга, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, осуждение лживости. зафиксированные в коране нормы обнаруживают немалое сходство с текстами иудейской и христ. религий.

    4. (араб ., букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. возник в аравии в 7 в. основатель - мухаммед. ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. в результате арабских завоеваний распространился на ближнем и ср. востоке, позднее в некоторых странах дальнего востока, юго-вост. азии, африки. главные принципы ислама изложены в коране. основные догматы - поклонение единому богу - всемогущему богу-аллаху и почитание мухаммеда пророком - посланником аллаха. мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет бога, кроме аллаха, а мухаммед есть посланник аллаха (шахада);..2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);..3) милостыня в пользу бедных (закат);..4) пост в месяце рамадан (саун);..5) паломничество в мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. священное предание - сунна. основные направления - суннизм и шиизм. в 10 в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. в 8-9 вв. возникло мистическое течение - суфизм. число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.[араб. islam - предание, вверение себя (богу)], мировая монотеистическая религия. возникла в хиджазе (в нач. 7 в.) среди арабских племен зап. аравии. уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от ганга на востоке до южных границ галлии на западе, в результате чего образовалось мусульманское государство - халифат. современный ислам распространен в основном в странах азии и африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам - государственная религия, а шариат - основа законодательства). число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. большинство мусульман - сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.основатель ислама основатель ислама - мухаммад (мухаммед, мохаммед) (570?-632) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. до мухаммада арабам были известны монотеистические религии - иудаизм и христианство (последнее - преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в аравии был распространен ханифизм. под определенным влиянием этих религий в 610-612 началась религиозная проповедь мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. после переселения в 622 с небольшой группой последователей из мекки в медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.источники вероучения основной источник мусульманского вероучения - коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное "слово божие", откровение, которое бог, говорящий в коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал мухаммаду через своего ангела гавриила. подобно тому как для христиан бог воплотился в иисусе христе, для мусульман он открыл себя в книге - в коране. второй источник мусульманского вероучения - сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры - перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность. важнейший принцип ислама - строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. бог в коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. он ближе к человеку, "чем его шейная артерия", говорится в коране и в то же время утверждается: "не постигают его взоры...". то есть бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в своей сущности. бог открывает себя человеку только через откровение, знамения и свои имена. в откровении бог через пророков дает людям свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. весь тварный мир, то есть все сотворенное богом - каждое явление, каждая вещь, каждое существо - это его знамения людям, свидетельствующие о его величии и всемогуществе. наконец, через свои имена бог наглядно сообщает людям о своих свойствах. "у бога прекрасные имена, зовите его по ним..." - говорится в коране. имен этих - 99. например, милостивый, милосердый, верный - это божественные имена. проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать бога и его имена. однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. верить в эту сокровенную тайну - обязанность мусульманина. утверждение единства и единственности бога, призывы не придавать ему никого в "сотоварищи" часто повторяются в коране. направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов троицы и боговоплощения. ислам признает иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). в то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к "религии авраама", частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. миссия мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого бога. важнейшие понятия мусульманской религии - "ислам", "дин", "иман". ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы корана. таков смысл и традиционного понятия "дар ал-ислам" (обитель ислама), противопоставленного "дар ал-харб" - территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же - "ахл ал-китаб" - люди книги, держатели писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). умма - это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма - это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. таким образом, принадлежность умме - основа самосознания мусульманина. в ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта. идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; свесткая, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства - людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между богом и человеком, имам или мулла - лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только коран, а исполнительная власть (хукм) - одновременно религиозная и светская - принадлежит только богу и осуществляется через халифа - предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания богу. отсутствие в исламе "земного законодателя" на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).вероучение понятие "дин" неоднократно встречается в коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, - божественный закон, которому следует подчиняться. в основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, "дин" - это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов: 1) веру в единого и единственного бога, 2) ангелов, 3) богооткровенные книги (в коране названы пять таких книг: свитки авраама, тора моисея, псалтырь давида, евангелие иисуса, коран мухаммада), 4) божьих пророков и посланников, 5) судный день, рай и ад, воздаяние и наказание. позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) - вера в предопределение (все происходящее в мире - как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей всевышнего).религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, - это прежде всего "пять столпов ислама": 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: "нет божества, кроме бога, и мухаммад - раб его и посланник бога"; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (см. рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в мекку к главной мусульманской святыне - каабе. паломничество в мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. после окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник - ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении авраама. второй по значимости мусульманский праздник - ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): "не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие - кто уверовал в бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные" (коран 2:177).в целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий "божьего" и "кесарева", что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора рашида риды, считавшего, что "ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал", или в известном девизе современных братьев мусульман: "ислам есть религия и государство").мусульманская культураислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к богу; этику; социальные отношения. т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое. несколько позже - отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности корана, божественных атрибутах, - развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии [ал-кинди (см. кинди), ал-фараби (см. фараби), ибн сина, ибн рушд]. в то же время получает развитие суфизм - мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.шиизм уже после битвы при сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа али (зятя и двоюродного брата мухаммада) и муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. большинство, впоследствии получившие название "ахл ас-сунна" (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от "ши`ат али" - партия али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам али и его жены фатимы (любимой дочери мухаммада) - единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. после ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. центральной догмой шиитов стал культ имама - авторитетного учителя из "дома али", безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл откровения. имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы - присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. без имама и его руководства невозможно спасение верующих. авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только "посвященным", - экзотерическому (захир). своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о "скрытом имаме": последний из "видимых имамов" (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов - 7-й, у имамитов - 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии - махди, наполнив мир правдой и справедливостью. миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. в целом - это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы). вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов (см. бабизм) и бехаитов (см. бехаизм) - течений, возникших в 19 в. в иране. основатель последнего - мирза хусейн али (бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.реформаторские движения в лоне суннитского ислама в сер. 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя - мухаммада ибн абд ал-ваххаба), отвергавших "новшества", которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (ал-афгани, мухаммад абдо, рашид рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. в 20 в., во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).ислам в россии ислам в истории россии играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. в шести республиках "ближнего зарубежья" проживает сегодня 54 млн. мусульман. в самой россии ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в поволжье, на урале, в сибири и на северном кавказе. в россии сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых древняя русь узнала мир ислама. достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале 8 в. знали и арабов. об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса ибн хардадбеха, современника рюрика и аскольда, о славянских купцах "ар-рус", которые возили свои товары к черному и каспийскому морям.после падения в 10 в. хазарского каганата практически все поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. в ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) владимиро-суздальская и отчасти киевская русь были включены в монгольскую империю, а после ее распада - в золотую орду. в 1256 (через 16 лет после завоевания руси) на ханский трон в золотой орде воссел первый мусульманин - берке. однако окончательно ислам восторжествовал в орде в 1312 , когда хан узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. с этих пор между "православной русью" и ордой складывается определенный симбиоз. русь, оставаясь вассалом орды, сохраняет религиозную самостоятельность. более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на русь и стали основателями будущих родов русской знати. так, в 1329 на службу к великому московскому князю ивану калите прибыл мурза чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, борис годунов.в москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в. число их неизменно возрастало. для них в москве строились специальные слободы: на сретенке, мещанке, в кукуй-городе, марьиной роще. главная татарская слобода находилась в замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.в 1480 золотая орда окончательно распалась. однако русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в 16 в. казанского, астраханского, сибирского ханств. с той поры отношения руси, впоследствии россии, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны - это вехи колонизаторского расширения россии и вехи новых контактов с миром ислама. вехи, которые поставили перед россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.литература:гольдциэр и. ислам: пер. с нем. спб., 1911.гольдциэр и. лекции об исламе. м., 1912.петрушевский и. п. ислам в иране в 7-15 вв. 1966.грюнебаум г. э. фон. основные черты арабо-мусульманской культуры: пер. с англ. м., 1981.массэ а. ислам. очерки истории: пер. с франц. м., 1982.ислам. энциклопедический словарь. м., 1991.ислам. историографические очерки. м., 1991.бартольд в. в. ислам и культура мусульманства. м., 1992.хрестоматия по исламу. м., 1994.sourdel d. l`islam. paris, 1992.blachere r. le coran. paris, 1992.а. в. журавский


    Ab omni aevo, латинский