Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

19 апреля, 2024

Translations in furniture production

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ethica [ae, f]

Русско-латинский словарь


    Этика, русский
    1. Наука, изучающая мораль.

    2. 1. учение о морали как одной из форм общественного сознания – о ее сущности, роли, законах развития. одна из форм идеологии. 2. совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

    3. (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется аристотелем. от стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "этика" б. спинозы - учение о субстанции и ее модусах. этика - наука о должном в системе и. канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. в 20 в. м. шелер и н. гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

    4. (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. термин впервые употреблен аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. этика способствует пробуждению оценивающего сознания. в жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. современный человек отуплен и постоянно спешит. этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. этические ценности – это ценности убеждения и поведения. деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. побуждающая способность). имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. то, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. у каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. в ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. ситуация). этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. в царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). все эти ценности можно дифференцировать и далее. история этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. в зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). в зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. в современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

    5. Раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований1,2. 1 bankowsky z., bryant j.h., last j.m., eds. ethics and epidemiology: international guidelines. geneva: cioms/who, 1991. 2 fayerweather w.e., higginson j., beauchamp t.l., eds. ethics in epidemiology. new york: pergamon press, 1991 (also j clin epidemiol, 1991; 44, suppl 1).

    6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. [10]. я




    Ethical, английский

    Ethical ai, английский
      Ethical ai—also referred to as responsible ai or trustworthy ai—refers to the development and deployment of artificial intelligence (ai) systems in a way that aligns with ethical principles and values like individual rights, privacy, non-discrimination, and non-manipulation.


    Ethical approach, английский

    Ethical approval, английский
    1. Одобрение комитета поэтике. одобрение этическим комитетом проведения исследования на основании рассмотрения протокола исследования, формы информированного согласия и другой документации исследования. встречающийся термин: разрешение комитета по этике.

    2. Ethics approval


    Ethical committee, английский
      A group of specialists who monitor experiments involving human beings or who regulate the way in which members of the medical profession conduct themselves


    Ethical committee (ec), английский
      Комитет по этике. синонимы: ethical review committee (erc), ethics committee (ec), independent ethics committee (iec). встречающийся термин: этический комитет.


    Ethical fund, английский
      See: social conscious mutual fund.


    Ethical gemology, английский

    Ethical guidelines, английский
      The coach has ethical obligations to the coachee and must understand, communicate and adhere to a set of ethical guidelines, eg icf code of ethics see also professional standards


    Ethical hacker, английский
      The dream job for a generation of hackers: a company paying you to break into its network. by simulating attacks from the net or from an internal source, ethical hackers locate weak spots in a company’s network.


    Ethical imperative, английский
      An imperative derived from assumptions of


    Ethical investment, английский
    1. Ethical investors avoid companies such as military equipment manufacturers or firms that harm the environment. as it is difficult for individual investors to judge whether or not a particular company is ethical, they will use a managed investment fund such as a unit trust or life insurance or pension fund. most uk ethical funds are based on a combination of positive and negative investment criteria. some emphasise the former, others concentrate on the latter, and some try to strike a balance between the two.

    2. Инвестиция, учитывающая морально-социальные принципы инвестора


    Ethical principles, английский
      Set of ethical values and concepts for guiding behaviour.


    Ethical review committee, английский

    Ethical review committee (erc), английский
      Комитет по этике. синонимы: ethical committee (ec), ethics committee (ec), independent ethics committee (iec). встречающийся термин: этический комитет.


    Ethical standards, английский
      Specifications of conduct that must be adhered to when participating in and carrying out work.


    Ethical values, английский
      The set of established principles and standards governing values


    Ethical wall, английский
      A zone of non-communication between distinct departments of a business or organization to prevent conflicts of interest that might result in the inappropriate release of sensitive information.


    Ethicality, английский
      An action or process inherent to ethical values and standards (being ethical).


    Эфиоп, русский

    Этика, русский
    1. Наука, изучающая мораль.

    2. 1. учение о морали как одной из форм общественного сознания – о ее сущности, роли, законах развития. одна из форм идеологии. 2. совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы.

    3. (греч . ethika, от ethos - обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется аристотелем. от стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "этика" б. спинозы - учение о субстанции и ее модусах. этика - наука о должном в системе и. канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. в 20 в. м. шелер и н. гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

    4. (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. термин впервые употреблен аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. этика способствует пробуждению оценивающего сознания. в жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. современный человек отуплен и постоянно спешит. этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. этические ценности – это ценности убеждения и поведения. деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. побуждающая способность). имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. то, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. у каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. в ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. ситуация). этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. в царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). все эти ценности можно дифференцировать и далее. история этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. в зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). в зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. в современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

    5. Раздел философии, посвященный различению хорошего и плохого — моральных последствий поступков людей. этические принципы определяют практику эпидемиологии, как и любой другой деятельности человека. этические проблемы, которые поднимаются в эпидемиологической науке и практике, включают информированное согласие, конфиденциальность, уважение к правам человека, соблюдение моральных принципов науки (scientific integrity). эпидемиологи и другие специалисты разработали рекомендации по этичному проведению эпидемиологических исследований1,2. 1 bankowsky z., bryant j.h., last j.m., eds. ethics and epidemiology: international guidelines. geneva: cioms/who, 1991. 2 fayerweather w.e., higginson j., beauchamp t.l., eds. ethics in epidemiology. new york: pergamon press, 1991 (also j clin epidemiol, 1991; 44, suppl 1).

    6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. [10]. я