Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Такт

  1. Такт, осторожность, выдержка, дисциплина, сноровка. прот. бестактность. , осторожность

  2. Если вы посмотрите в ноты любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями. эти линии, называемые тактовой чертой, отделяют один такт от

  3. , специфическая форма и единица музыкального метра. в соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (напр., 5-дольные) такты. 1-я доля такта - сильная; в сложных тактах выделяют и т. н. относительно сильную долю. размер такта обозначается дробью (напр., 2/4) или особым знаком (напр., с=4/4), границы такта - вертикальными линиями (тактовыми чертами).

  4. (франц . tact, от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.


Разбор, русский
    Разбор , испытание, критика, разделение, разряд , без разбора, к шапочному разбору


Тактичность, русский
    Тактичность , осторожность


Takt, шведский

Numerus [i, m], латинский

Modus [i, m], латинский

Ictus [us, m], латинский

Resolvere, латинский

Percussio, латинский

Modulus, латинский

Верность, русский
  1. Верность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность. прот. вероломство. , любовь

  2. Иналун


Наука, русский
  1. Наука, учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль. испугался бездны премудрости. вот тебе, щука, наука! это мне памятка вперед. ср. учение. , предупреждение, учение , недалек в какой-л. науке, служитель нау

  2. Сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. конечно, знания, вырабатываемы

  3. Тoдoм, тoданбур, тoдoс

  4. Сфера деятельности, основная функция коей – выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира – научная картина мира, и способов взаимодействия с миром – научно обоснованная практика. конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. теория является самой развитой формой научного знания. собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. при этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. наука не ограничивается чистым теоретизированием. ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. основной механизм развития научного знания – исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она – не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма).

  5. (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурной жизни, европейским народам. наука образует сущность человеческого знания; по канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (см. гипотеза, теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. в отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом «что», но спрашивает также и «почему», вопрошает об основах и причинах вещей (аристотель). в анализе она переходит от «целого» к «частям», а в синтезе – наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного – к общему, а при помощи дедукции – от общего к частному, всегда проверяя одно другим (см. метод). прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (см. система) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. наукой в истинном смысле является наука о мире. по отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. но наметить предметные области – значит дать не простую схему деления на специальные области, но «вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... при этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет» (хайдегтер). и именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова; см. рационализм). такие проекты возникают постепенно, являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. в западной европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (см. европейская философия). наука в дневнегреч. культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием аристотеля и его школы, таких великих врачей, как гиппократ, гален и т. д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. в эпоху христ. средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия «наука» понятием «естествознание». эта «новая наука» начала свое триумфальное шествие с эпохи возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. эта новая форма приобрела столь большое значение, что кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. в особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. с развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. в результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности – как единого целого. рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений – в места по подготовке специалистов. из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил «кризис» науки, который был не только кризисом доверия в отношении вещей, но гл. о. кризисом самих ученых. «ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение и приводит его к выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все здание знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания» (ясперс). некоторые мыслители (напр., такие, как фр. бэкон, лейбниц, даламбер, кант, в. вундт, б. эрдман, оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. но только возврат к метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки преодолевают ее «кризис» и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (см. studium generate). частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода и выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы и т. д. они делятся также на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).

  6. , сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). в развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. см. научно-техническая революция.

  7. Систематическое наблюдение и/или эксперимент для объяснения и предсказания природных явлений, нацеленные на установление, приумножение или подтверждение знания. наука использует наблюдения1 и/или эксперименты для логических выводов, формулирования и проверки гипотез и для получения выводов, которые могут быть обобщены (имеют более широкое значение), выражены в законах и принципах, поддающихся проверке. наука развивается через предположения, интуицию, гипотезы, опровержения дедуктивных выводов из гипотез и, в конечном итоге, через проверку гипотезы путем индукции1,2. иногда надзор обобщающий 140 наука претерпевает изменение парадигмы, когда давно установленные принципы и законы ниспровергаются новым открытием3. 1 popper k. the logic of scientific discovery. 11th ed. london: hutchinson, 1983. 2 medawar р. induction and intuition in scientific thought. philadelphia; am philos soc, 1969. 3 kuhn t. the structure of scientific revolutions. 3rd ed. chicago: university of chicago press, 1996.

  8. Это сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, одна из форм общественного сознания.

  9. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению

  10. Деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности в виде системы полученных знаний


Знание, русский
  1. Знание, познание, ведение, сведение, разумение, знакомство, понимание, опытность, навык, сноровка, умение, искусство. без моего ведения (ведома). это надо делать умеючи; для этого требуется уменье; это не то, что лапти плесть. круг сведений и понятий -- у

  2. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к

  3. В совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. по мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше овладевает оценочными понятиями и суждениями. сопоставляя новые знания с уже усвоенными знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к самому себе. это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.

  4. – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание. по м. шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. в формальном смысле это участие называется любовью (ср. отдавание себя). знание должно служить, как считает шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, – такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия `(sosein) и наличного бытия (см. первосущее). эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. это знание – знание ради божества. его называют искупительным знанием. и наконец, в-третьих, имеется цель становления – практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «это знание позитивных наук, знание господства и действия» («erkenntnis und arbeit», в «die wissensformen und die gesellschaft», 1926); см. социология знания.

  5. , форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. выделяют различные виды знания: обыденное ("здравый смысл"), личностное, неявное и др. научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов. знание объективизируется знаковыми средствами языка.

  6. Продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. знание рассматривается как потенциал для действий, имеющий тесную связь с результатами, как способность к эффективным действиям, использование которой позволяет увеличивать темпы инновационной деятельности, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, ориентированную на создание ценностей для потребителей, снижать затраты и т.д., т.е. приводить к росту эффективности работы организаций. это подвижное соединение опыта, ценностей, информации и экспертного понимания.


Деликатность, русский



Осторожность, русский
    Осторожность, бережность, внимательность, недоверчивость, осмотрительность, предосторожность, предусмотрительность, благоразумие, рассудительность, такт, тактичность. ср. робость и дальновидность. , недоверие, такт


Дисциплина, русский
  1. Дисциплина , наука, повиновение, такт, учение

  2. 1. определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации; 2. отрасль научного знания, учебный предмет.

  3. (лат . disciplina), 1) определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2) отрасль научного знания, учебный предмет.

  4. (лат. disciplina обучение, воспитание) – учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук.

  5. Раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.


Бестактность, русский

Безразлично, русский
    Безразлично , все равно, одинаковый


Относительно, русский

Прикосновение, русский

Тактичность, русский
    Тактичность , осторожность


Также и, русский