Глоссарий





Новости переводов

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Душа

Русско-английский глоссарий христианской лексики
  1. Душа, дух, сердце, грудь. дух бодр, плоть же немощна. "стеснилась грудь ее тоской". пушк. "и щемит, и ноет, болит ретивое". кольц. ср. глава. , воротила, глава, единица, руководитель, сердце, суть, человек , ангелы поют на душе, без ду

  2. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души н

  3. Ловру

  4. Понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. в эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе – ее «материальности» и «идеальности». специальный трактат, посвященный душе, принадлежит аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. в нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. здесь душа определяется как сущность живого тела – особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. в целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. с позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. в новое время декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. в эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. в научной литературе – философской, психологической и прочей – термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко – как синоним слова психика. в повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. согласно к. г. юнгу, душа – некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное... проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.

  5. , понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (платон, неоплатонизм). у аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. в теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. в пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). дуалистическая метафизика декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. в новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

  6. (греч. psyche, лат. anima) – в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи. научное понятие души: душа – в отличие от индивидуального духа (см. дух) – совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств (см. чувство) и стремлений (витальная душа). результат наблюдений над душой анализирует психология. до нового времени предметом метафизики был вопрос, является ли душа субстанцией. при возникновении древних представлений о душе как дыхании извне заимствовалось наблюдение над дыханием живого существа, которое у мертвого исчезало (потому-де, что мертвый «выдыхал» душу). соответствующие наблюдения над кровью и исчезновением души при большой потере крови (вследствие смертельного ранения и т. д.) привели к тому, что в ней видели носительницу души. отсюда переживание сна, в частности, привело к представлению о – душе, существующей независимо от тела. развитие душевной жизни (греч. «психогенезис») исследуется как психогенетически, так и онтогенетически – детской психологией, психологией народов, зоопсихологией; исследованием доисторического и (в узком смысле) исторического развития душевной жизни занимается психология развития. 4 психическая жизнь не возникла раз и навсегда с незапамятных времен, она возникает постоянно. где и когда развитие группировок постоянно достигает соответствующей формы, там должно возникнуть психическое и всякий раз – в определенной форме» (штумпф). поскольку психическая жизнь связана с бытием и развитием материальных тел (а именно, нервной системы), их формирование также образует основу психогенезиса. в связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, как было у большинства досократиков в греч. философии. по платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. согласно пониманию некоторых отцов церкви (напр., тертуллиана), душа материальна, др. же отцы (напр., августин) считают ее духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. это понимание в христианстве, является господствующим. против него выступает кант. апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно канту, прибежище ленивого разума. для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. теория субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. представления о развитии души были введены романтикой и нем. психологией. герберт спенсер в 1855 разработал учение о душе, т.е. психологию, подчиненную принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. в 1863 в. бунд прочел лекции об истории развития души человека и души животных. вильгельм вунд излагал проблемы психогенезиса в своих работах «grundzьge der physiologischen psychologie» (1908-1911) и «vцlkerpsychologie» (1908 – 1917). сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. для па ладьи и клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно». для современной психологии душа – носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (см. одушевленность, психотерапия).


Soul, английский

Призрак, русский
  1. Призрак, иллюзия, галлюцинация, марево, мираж, морока, фантом, фантасмагория, фата-моргана, химера, тень, видение, привидение, видимость. ср. мнимый, надежда. , мечта

  2. Ваш соперник в тренировке "игра с призраком"


Дух, русский
  1. Дух , душа, запах, зловоние, направление, настроение, обычай, сердце, смелость, стиль , в духе, во весь дух, воспрянуть духом, вышибить дух, достанет духу, единым духом, живым духом, злой дух, испускать дух, нет духа, нечистый дух, ни слуху ни духу, падат

  2. , философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). в рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме - воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. в древнегреческой философии: пневма, нус, логос.

  3. – перевод встречающихся в античной философии и в библии слов «piritus» (лат.) и «pneuma» (греч.), что означает «движущийся воздух», «дуновение», «дыхание» (как носитель жизни); душа как сущность, которая может временно или навсегда покинуть тело; привидение; сама жизнь (гёте: «ибо жизнь – это любовь, а жизнь жизни – дух»); сущность бога: «бог есть дух»; сама внутренняя сущность земли или мира; дух земли, мировой дух; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего-либо, напр. дух эпохи гёте, народный дух, корпоративный дух (см. также esprit). употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. природа), сложилось в период романтики и идеализма, а особенно у гегеля («дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло» – дрейер). дух не является противником души, как считает клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека) есть носитель духа, подтачивающего ее силы. но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную деятельность. впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. иногда он так сильно обременяет индивида, что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также ресублимирование). дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). в то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность, как способность стать таковым. он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. дух имеет свои закономерности для себя, его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать клагес). он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. познание) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью («бездуховным» людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность (группа, народ, группа народов). объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также «живой дух»), с объективированным духом – посредством истории духа. объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. то, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результатом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. носителя объективного духа мы называем личностью (см. личность). напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; «объективный дух» – это совокупность возможных предикатов к субъекту «народ», он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно николаю гартману ("das problem des geistigen seins», 1933), относится прежде всего язык, затем следуют производство и техника, господствующие нравы, действующее право, господствующие ценности, господствующая мораль, традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме (религия, миф, философия); в наиболее чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наименее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. в объективированном духе – в произв. науки и искусства – мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. духовные блага, т. о., одновременно могилы и источники живого духа. гегель говорит также и об абсолютном духе, независимом от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.


Сердце, русский
  1. Сердце, грудь, душа. стеснилась грудь ее тоской. "и щемит и ноет, болит ретивое". кольц. "вся внутренность его замирала". тург. "дух замирает от одной мысли". гончар. , душа , болеть сердцем, брать за сердце, взять к сердцу,

  2. , центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам. сердце некоторых пресмыкающихся (крокодилы), птиц, млекопитающих и человека - полый мышечный орган, разделенный на 4 камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. у человека сердце заключено в околосердечную сумку (перикард) и расположено в средостении грудной полости. у взрослых длина сердца 12-15 см, поперечный размер 8-11 см, масса (без крови в камерах) в среднем у женщин ок. 240 г, у мужчин ок. 330 г. сердце взрослого человека (в нормальных условиях) сокращается 55-80 раз в 1 мин, прогоняя 4,5-5 л крови; за одно сокращение выбрасывается 60-75 мл крови. функция сердца осуществляется посредством попеременного сокращения (систола) и расслабления (диастола) мышц предсердий и желудочков. деятельность сердца регулируется нейрогуморальными механизмами, однако сердечная мышца обладает автоматизмом, т. е. способна сокращаться и без воздействий центральной нервной системы.

  3. Вид огранки с рундистом в форму сердечка.


Själ, шведский

Anima, ae, f, латинский

Animus, i, m (bestiarum animi sunt rationis expertes), латинский

Cerebellum, i, n, латинский

Species, латинский
    (лат.) — вид, образ, внешнее явление; в естествознании — вид.


Pectus, латинский

Mens, латинский

Запах, русский
  1. Запах, дух; душок, вонь, зловоние, смрад; благовоние, благоухание, аромат, букет; пахучесть, душистость. тяжелый дух, запах. "сырный дух лису остановил". крыл. "каждый цветок, каждая трава испускала амбру". гог. ср. пахнуть. , издавать

  2. Ощущение, обусловленное воздействием пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле пахучего вещества особых атомных группировок – эфирной, фенольной, альдегидной и пр. при смешении

  3. Ощущение, обусловленное воздействием пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле пахучего вещества особых атомных группировок – эфирной, фенольной, альдегидной и пр. при смешении веществ может возникать новый запах, качество коего зависит от концентрации и состава исходных веществ. запахи можно классифицировать, исходя из определенных пахучих веществ, вызывающих качественно разные обонятельные впечатления. широко распространены классификации запахов цваардемакера и хеннинга. распространено также выделение запахов сильно пахучих, колющих и вкусовых.

  4. Органолептический показатель качества воды. чистая вода не имеет запаха. запах может быть вызван наличием в воде минеральных, органических, газообразных или бактериальных примесей. запах воды из подземных источников в большинстве случаев бывает обусловлен присутствием сероводорода, аммиака или железа. часто запах появляется после очистки воды химическими, например, хлорсодержащими реагентами.


Зловоние, русский
    Зловоние, вонь, душок, смрад. тяжелый дух. рыба с душком. ср. запах. , запах


Грудь, русский
  1. Грудь , душа, сердце , давать грудь, носить в груди, стоять грудью

  2. , передний (у большинства позвоночных животных), верхний (у человека) отдел туловища. форма груди обусловлена грудной клеткой, мышцами, расположенными на ней, плечевым поясом. у членистоногих грудь - отдел тела между головой и брюшком.


Добрый, русский
    Добрый, благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, сердечный, отзывчивый, чувствительный, терпимый (веротерпимый); добряк (добрячок), душа-человек, золотое сердце. добрый сама


Ретивое, русский
    Ретивое , душа, сердце , болит ретивое, ноет ретивое, щемит ретивое


Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Настроение, русский
  1. Настроение, дух, расположение духа, самочувствие. быть в веселом настроении (расположении) духа. быть не в духе. быть в ударе. на него стих нашел. быть не по себе, не в своей тарелке. // "как увижу ее, я и сам не свой". лерм. ср. направление. ,

  2. Сравнительно продолжительные, устойчивые состояния психические умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. характерны диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязк

  3. Сравнительно продолжительные, устойчивые состояния психические умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. характерны диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, позволяющей считать настроение отдельным показателем темперамента. в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий. сформированные настроения, в свою очередь, способны влиять на эмоциональные реакции в связи с происходящими событиями, соответственно меняя направление мыслей, восприятие (-> перцепция социальная) и поведение.

  4. – состояние чувств человека, которое весьма изменчиво и в значительной степени зависит от состояния здоровья. дисгармоничное нарушение этого состояния воспринимается как плохое настроение. наличие того или иного настроения оказывает огромное влияние на поведение, деятельность и внешний вид человека. по хайдеггеру, настроение (он говорит состояние) является действительным глубочайшим выражением общечеловеческого способа бытия. одним из самых значительных настроений является страх, ибо благодаря ему обнаруживается ничто и (опосредованно) бытие человеческого существования. настроение интимно проникает и определяет все отдельные частные переживания и поступки личности.

  5. , целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного "тонуса" человека ("приподнятое" или "подавленное" настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность.

  6. Преобладающее эмоциональное состояние (тревожное, веселое, грустное и др.), оказывающее влияние

  7. Длительное, относительно уравновешенное и устойчивое общее эмоциональное состояние, окрашивающее отдельные психические процессы и поведение.


Обычай, русский
  1. Обычай, привычка, заведение, замашка, манера, мода, норов, нрав, обряд, обрядность, поведение, порядок, правило, практика, рутина, устав, шаблон. освященный веками обычай. этого у нас и в заводе нет. человек честных правил. дух времени, веяние. "жест

  2. Источник правовых норм гражданского и торгового права; норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или написано недостаточно полно. в таких странах, как франция и германия, не исключается применени

  3. Правило поведения, сложившееся вследствие его применения в

  4. – исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим, привычным стиль действий и поступков (приличие), господствующий в определенном обществе или социальной группе, более или менее строго требующий соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими (хороший обычай – см. этика).

  5. , стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.


Вдохновитель, русский

Характер, русский
  1. Характер, нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье. у него такая натура. девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого. нрав буйный, кроткий, крутой, тихий. ср. качество. , вид, качество , в характере, выд

  2. Совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

  3. Это понятие трактуется далеко не однозначно. имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. избежать смешения этих понятий можно, если

  4. — совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

  5. (от греч . charakter - отличительная черта, признак),..1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности)...2) в психологии - индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

  6. Это понятие трактуется далеко не однозначно. имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. характер – в узком смысле – определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, – как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. черты характера помогают – или мешают – личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. при таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. в структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. но черты характера не предопределяются темпераментом. в формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. в единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). характер проявляется в системе отношений к действительности:

  7. (от греч. charakter – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. в цельности характера состоит совершенство человека (кант). кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. гёте в своем стихотворении «орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. с точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.

  8. Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения.


Чувство, русский
  1. Чувство, чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак. пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух. , излить чувства, потерять чувство меры, потерять чувство стыда, присесть без чувств на месте

  2. Одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, – эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. в отличие от ситуативных эмоций

  3. Одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, – эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. в отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. формирование чувств – необходимое условие развития человека как личности. само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. в онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). в процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие – остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

  4. – в психологии непосредственное переживание сущности сменяющихся состояний я (радость, печаль, взволнованность, отвращение) в нас самих и в других. чувства являются особым видом гешталъткачеств и относятся к группе свойств сущности (сущностных свойств). гештальткачества сознания в целом, т.е. всего непосредственно переживаемого в данный момент, включая и внешний мир (названные феликсом крюгером «комплексными качествами» («качествами комплекса»), т.е. свойствами нерасчлененного целого), обозначаются настроением. чувства и чувственные явления могут быть подчинены различным сферам сознания: сознанию в целом, сфере я или частичным сферам созерцаемого мира. последняя из этих трех сфер (изолируемых друг от друга только в целях исследования, методически) важна с эволюционно-исторической точки зрения, ибо для первобытного мышления вещи также были живыми (см. анимизм; см. также одухотворение), потому что они сами «чувствовали», потому что, следовательно, было возможно вчувствование в вещи, сущность которых нужно было открыть (отсюда также воздействие на вещи посредством заклинания и т. п.; см. магия, первобытные формы религии). поэтому для первобытного мышления и для детей чувство является преобладающим элементом душевной жизни и естественным способом познания (см. также любовь). сильные и быстро протекающие чувства называются аффектами (см. аффект). слово «чувство» или «чувствование» только с 18 в. стало специально философским термином; до этого проблема чувства разрабатывалась в философии и психологии в разделе о «страстях души» (лат. passiones animal). см. также философия чувства.


Сущность, русский
  1. Реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению. каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности.

  2. Сущность , вещество, главный, содержание, суть , в сущности

  3. Пытшкoслун, шoрвежoртас

  4. (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. в таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.

  5. Любой объект в предметной области.




Руководитель, русский
  1. Руководитель, вождь, вожак, коновод, лидер; путеводная звезда, ариаднина нить. он всему голова. он душа этого дела. ср. вожак, воротила, правитель и учитель. , вожак, воротила, правитель, учитель

  2. Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго о

  3. Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.


Существование, русский
  1. Существование , бытие, жизнь , вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование

  2. – см. экзистенция.

  3. ,1) в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом.2) центральная категория экзистенциализма.


Специальный, русский
    Специальный , особенный


Посвященный, русский

Губка, русский
    Губка , натянуться как губка


Сёстры святого иосифа явления, русский