Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Народное образование

    (народное просвещение) , система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. по структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально-политического, культурного развития общества и соответствующих законодательных, финансовых, научных и организационно-педагогических мер. народное образование - важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки населения.


Szkolnictwo, польский



Народная (народа), русский
    , наиболее высокая горная вершина приполярного и всего урала. высотой 1895 м. ледники.


Народная демократия, русский
    , обозначение в марксистской литературе политической системы, утвердившейся в ряде стран европы и азии в 40-х гг. 20 в. при поддержке ссср. кризисные явления в ее развитии привели во многих странах к демократическим преобразованиям в кон. 80-х - начале 90-х гг.


Народная инициатива, русский
    Институт в конституционном праве ряда зарубежных стран (италия. испания, австрия, швейцария), представляющий собой механизм осуществления права законодательной инициативы непосредственно населением, для чего требуется собрать в поддержку законопроекта определенное число подписей (50 тыс. в италии, 100 тыс. в швейцарии, 200 тыс. в австрии, 500 тыс. в испании).


Народная картинка, русский
    , см. лубок.


Народная медицина, русский
    , совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. многие средства народной медицины используются современной научной медициной.


Народная музыка, русский
    Фольклор.


Народная организация юго-западной африки, русский
    (свапо; англ . south-west africa people`s organization - swapo), партия. основана в 1960. возглавляла освободительную борьбу (с кон. 60-х гг. вооруженную) народа намибии. президент свапо - с. нуйома (с 1960).


Народная партия, русский

Народная песня, русский
    , наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. по складу встречаются народные песни одноголосные и многоголосные (гетерофонного и других типов). народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.


Народная психология, русский
    – наука о народном духе, об элементах и законах духовно-душевной жизни народов. она исследует психические процессы, возникновение и развитие которых связано с общностями людей. осн. область ее исследований – проявления объективного духа, и прежде всего язык, искусство, мифы и религия, нравы, общество, право, культура вообще. родоначальником народной психологии были вико, штейнталь, лацарус, глогау и др. затем в. вундт связал ее с дедуктивным методом. в настоящее время задачи народной психологии осуществляются психологией развития, этнологической социологией, социальной психологией, психологией религии и психологией рас.


Народная республика, русский

Народная сказка, русский

Народная этимология, русский
    (ложная этимология) , осмысление морфологического состава слова и мотивировка его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него по происхождению (русское просторечное "полуклиника" вместо "поликлиника").


Народничество, русский
  1. Идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в россии (1861-1895 гг.); существовало в течениях революционного и либерального («теория малых дел») народничества. известны народнические кружки «чай

  2. Идейное течение в среде радикальной интеллигенции во второй половине xix в., представители которо-го выступали с позиций «крестьянского социализма» против кре-постничества и капиталистического развития россии, за сверже-ние самодержавия путём крестья

  3. – система философско-социологических, а также экономико-политических взглядов в россии, в которой переплелись представления о специфическо-российском пути развития, минуя путь капитализма, аграрной демократии и крестьянском утопическом социализме. родоначальниками народничества были а.и.герцен и н.т.чернышевский, но преобладающим направлением в рус. демократическом движении оно стало в 70 -80-х годах 19 в. наиболее видными представителями народничества этого периода были м. а. бакунин, п. л. лавров, п. н. ткачев, н. к. михайловский, с. н. южаков и др. их вера в решающее влияние интеллигенции на народ привела к развитию «хождения в народ» для его просвещения и пропаганды в деревне, а также к появлению тактики индивидуального террора, взятой на вооружение организацией «народная воля», разгромленной к 90-м годам. в трактовке социальных вопросов они ссылались на особенности исторического процесса, на основополагающее значение в истории субъективной деятельности человека, а также на оценку всех общественных явлений с точки зрения абстрактного нравственного идеала (субъективный метод в социологии). в философии народники брали за основу позитивизм, а преимущественное внимание уделяли экономической стороне своей доктрины. их осн. тезис – противопоставление мелкого крестьянского хозяйства капитализму, развитие «народного производства» и т. д.

  4. , идеология и движение разночинной интеллигенции в россии во 2-й пол. 19 в. выступало против крепостничества и капиталистического развития россии, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. народничество - разновидность крестьянской, общинной социалистической утопии. родоначальники - а. и. герцен, н. г. чернышевский, идеологи - м. а. бакунин, п. л. лавров, п. н. ткачев. основные народнические организации 1860-80-х гг. - ишутинцы, "чайковцы" (организаторы "хождения в народ"), "москвичи", "земля и воля", "черный передел", "народная воля". во 2-й пол. 1880-х - 1-й пол. 90-х народничество переживало кризис, вызванный разгромом "народной воли". возросло влияние либерального народничества (н. к. михайловский и др. публицисты журнала "русское богатство"), но не прерывалась и революционная традиция (группа народовольцев в санкт-петербурге, другие местные кружки и организации). возрождение революционного народничества в кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. (т. н. неонародничество) связано с деятельностью партии эсеров.


Народно-демократическая революция, русский
    , обозначение в марксистской литературе общественно-политических процессов, происходивших в обстановке 2-й мировой войны и после нее в ряде стран европы и азии. в условиях разгрома германского и итальянского фашизма и японского милитаризма, освобождения этих стран советской армией в них была установлена политическая система, получившая название народная демократия.


Народно-революционная партия лаоса, русский
    , основана в 1955. генеральный секретарь цк партии - к. сипхандон (с 1992). печатный орган - газета "пасасон".


Народное богатство, русский
    , см. национальное богатство.


Народное возмущение, русский

Народное лекарственное средство, русский

Народное ополчение, русский

Просвещение, русский
  1. Просвещение , образование

  2. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

  3. – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. в англии эпоха просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. вряд ли можно говорить о веке просвещения в италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. в философии просвещение выступало против всякой метафизики. оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. в области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см. индивидуализм, либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой просвещения. главные представители просвещения: фрэнсис бэкон, гоббс, локк, юм – в англии; бойль, вольтер, энциклопедисты, руссо, монтескье, дидро – во франции; вольф, лессинг, кант (в то же время они стремились к преодолению просвещения), фридрих великий, томазий – в германии; н.и.новиков, а.н.радищев, в.г.белинский, н.г.чернышевский, а.и.герцен – в россии; т.джефферсон, б.франклин – в сша. однако уже в кон. 18 в. фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. в кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

  4. , 1) распространение знаний, образования. 2) система общеобразовательных учреждений в стране (см. также народное образование).

  5. , идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. главные представители просвещения в англии (где оно возникло) - дж. локк, дж. а. коллинз, дж. толанд, а. э. шефтсбери; во франции (период наибольшего распространения здесь просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком просвещения") - вольтер, ш. монтескье, ж. ж. руссо, д. дидро, к. а. гельвеций, п. а. гольбах; в германии - г. э. лессинг, и. г. гердер, ф. шиллер, и. в. гете; в сша - т. джефферсон, б. франклин, т. пейн; в россии - н. и. новиков, а. н. радищев). идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. вместе с тем в 19-20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.


Управления, русский

Конкретный, русский
    Конкретный , настоящий


Организационно, русский
    Методический отдел - подразделение областной (краевой, республиканской) больницы


Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Szo’sty; -a; -е, польский

Szkolnictwo, польский