Глоссарий





Новости переводов

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Олпорт

Глоссарий по философии
  1. (allpot) гордон уиллард (род. 11 нояб. 1897, монтесума, шт. индиана, сша – ум. 9 окт. 1967, кембридж, массачусетс) – амер. психолог. развил системный подход к изучению личности, противостоящий психоанализу и бихевиоризму. согласно олпорту, личность есть открытая психофизическая система, ядро которой составляет человеческое я, стремящееся к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам (см. мотив); последние могут стать независимыми от биологической почвы и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии). осн. произв.: «personality: psychological interpretation», 1937; «personality», 1954»; «pattern and growth of personality», 1963.

  2. (allport) гордон уиллард (1897-1967) , американский психолог, развил концепцию личности как динамической организации мотивационных систем, привычек, установок и т. д., определяемой перспективой реализации будущих возможностей личности.


Allport, русский



Массачусетс, русский
  1. (massachusetts) , залив атлантического ок. у восточного побережья сша. длина 55 км, глубина до 93 м. порт - бостон.

  2. , штат на севере атлантического побережья сша. 21,5 тыс. км2. население 6,0 млн. человек (1993). адм. ц. - бостон.


Потенциала, русский

Функционировать, русский

Самостоятельно, русский
    Самостоятельно , беспричинно, единовластно, сам


Personality, английский
  1. All the characteristics which are typical of one particular person and the way he or she thinks and behaves, and which make him or her different from other people ‘alzheimer’s disease is a progressive disorder which sees a gradual decline in intellectual functioning and deterioration of personality and physical coordination and activity’ [nursing times]

  2. Индивидуальная особенность

  3. N личность linguistic ~ языковая личность


Interpretation, немецкий

Американский, русский
    ~ black chamber "американский чёрный кабинет" (дешифровальное бюро, существовавшее с 1917 по 1929 г. при государственном департаменте сша)


Психоанализ, русский
  1. (от греч. psyche душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый зигмундом фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. затем он был разработан фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству я, включенного в окружающий его мир. в действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать» (см. реагирование, сублимация). сторонники психоанализа приписывают сексуальному (т. н. «либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. от школы зигмунда фрейда отпочковалось два направления – психология личности (индивидуальная психология) альфреда адлера и цюрихская школа, внутри которой наиболее крупным психологом был к. г. юнг; см. глубинная психология. в экзистенциалистской философии сартра речь идет об экзистенциальном психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она `является». стремления, склонности по отношению к этому выбору являются второстепенными. учение о бессознательном отвергается: психическое простирается так же далеко, как и сознание.

  2. (от психо ... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое з. фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). в основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "оно" (область влечений); сознательное "я", сдерживающее импульсы "оно" посредством различных защитных механизмов; "сверх-я" (область социальных норм и нравственных установок). послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.


Бихевиоризм, русский
  1. (от англ. behavior поведение) ведущее направление в американской психологии xx в., сводящее психику к различным формам поведения.

  2. Направление в американской психологии xx в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога дж. уотсона «психология с точки зрения бихевиориста». он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она в

  3. Перешедшее из психологии и социологии в политическую науку в 20-30-х гг. xx века теоретико-методическое направление, согласно которому главным объектом анализа является политическое поведение, изучаемое с помощью "строгих" методов сбора и анализ

  4. (от англ . behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. родоначальник бихевиоризма - э. торндайк, программа и термин предложены дж. уотсоном (1913). наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в сша в качестве "бихевиоральных наук", т. е. изучающих поведение. необихевиоризм 1930-х гг. (э. ч. толмен, к. л. халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма "стимул - реакция", ввел в нее опосредствующее звено - "промежуточные переменные" (различные познавательные и побудительные факторы).

  5. Направление в американской психологии xx в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога дж. уотсона «психология с точки зрения бихевиориста». он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в сша. существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации; практическое приложение этой теории – введение конвейеров и развитие рекламы – не заставили себя ждать. одна из причин, на кою не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, – недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. бихевиоризм складывался как направление с явным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. предметом изучения может быть поведение, активность. активность, внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно. экспериментальная программа уотсона предполагала, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль как реального регулятора человеческой деятельности. все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и пр. за единицу поведения принимается связь стимула и реакции. законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. процессы внутри этой системы – как психические, так и физиологические -. согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению. провозглашалось, что предметом науки может быть лишь то, что доступно внешнему наблюдению – факты поведения. конечно, существование сознания не отрицалось и не подвергалось сомнению, но утверждалось, что оно не может выступать как предмет психологии. основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды, с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. в качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула s и ответной реакции r: в качестве описательной и объяснительной предлагалась схему s – r, согласно коей воздействие (стимул) s порождает некое поведение (реакцию) r, причем характер реакции определяется только стимулом. все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), кои образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. с этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. предполагалось провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующим стимул-реактивные связи. эта схема распространялась и на животных, и на человека. а поскольку законы научения – формирования реакции на определенные стимулы – провозглашались универсальными, данные экспериментов с животными распространялись и на человеческое поведение. бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность, а все понятия, связанные с сознанием и прочими проявлениями «духовного начала», не наблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. «осознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений – например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и прочего, – позволяют количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувства. перед психологией ставились такие задачи:

  6. (от англ, behaviour поведение) – направление в психологии, получившее особенно большое распространение в америке (главные представители: дж. уотсон и э. торндайк); бихевиоризм совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. поэтому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. на этом фундаменте бихевиоризм создает свою собственную этику и социологию. бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни.

  7. Сведение создания к целенаправленному поведению, связанному с парой "стимул-реакция". для б. характерно рассмотрение субъекта как черного ящика. ряд моделей искусственного интеллекта был построен на основе подхода, декларируемого в б.

  8. (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.


Онтогенетический, русский
    (от греч. 6п сущее и genesis – возникновение) – относящийся к развитию отдельного существа.


Олл, русский
  1. (aall) анатон (род. 15 авг. 1867, нессеби – ум. 9 янв. 1943, осло) – норв. философ; с 1908 – профессор. посвятив себя изучению сначала истории философии, а затем современной экспериментальной психологии и философии существования, он пришел к критической теории познания и плюрализму. осн. произв.: «der logos», 2 bde., 1896-1899; «logik», 1926.

  2. Острый лимфобластный лейкоз, острый лимфолейкоз