Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Метафизика света

Глоссарий по философии
    – совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. античная философия почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание – прозрение под влиянием этого света. августин в своей исповеди изрекает: «слово бога есть истинный свет, освещающий всего человека». но уже цицерон говорит о естественном свете (lumen naturale) человеческого разума, а в эпоху средних веков проводят различие между этим естественным светом и светом сверхъестественным (lumen supranaturale), т.е. пониманием, вызванным божественным откровением. августин, бонавентура и др. учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает видения вечной истины. эта т. н. теория иррадиации, или иллюминации, явилась духовной основой возникшего в 17 в. ордена иллюминатов, разновидности масонского ордена, который боролся за просвещение, космополитический образ мыслей и выступал против монархии; членами его были песталоцци, гердер, гёте и др.




Метафизик, русский

Метафизика, русский
  1. В философском плане рассуждения о «духовных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственному опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (проти

  2. Философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры.

  3. В нлп система понятий о времени и пространстве как категориях особым образом выраженных в языке, определенной национальной ментальности для каждого языка (и национального мировосприятия) выделяют свою особую м напр, индейцы латинской америки и предс

  4. (от греч . meta ta physika - после физики),1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному андроником родосским (1 в. до н. э.) сочинению аристотеля об умопостигаемых началах бытия. в современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

  5. Изначально учение о картине бытия, стоящее на недоступных опыту принципах


Свет, русский
  1. Свет , без году неделю на свете живет, белый свет, бранить на чем свет стоит, выводить на свет божий, каких свет не производил, мыкать(ся) по свету, на край света, на чем свет стоит, не жилец на свете, невзвидеть света, ни за что на свете, отделывать на ч

  2. Свет , аристократия, знать , большой свет, обтолкаться в свете

  3. Свет , огонь, сияние , видеть что-либо в розовом свете, выставлять в дурном свете, издавать свет, лить свет, ни свет ни заря, обдавать светом, обливать светом, проливать свет, струить свет, чем свет, чуть свет

  4. , в узком смысле - электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (4,0?1014-7,5?1014 гц). длина волн от 760 нм (красный) до 380 нм (фиолетовый). в широком смысле - то же, что и оптическое излучение.


Свет (светское общество), русский

Свет диффузный, русский

Свет коррелятора, русский

Свет на головной части мачты, русский

Свет рассеянный, русский

Свет, освещение, русский

Свет, освещение,, русский

Свет,дальний, русский

Свет; освещение, русский

Света и кислорода на живые объекты и биомолекулы, русский

Света негатива, русский
    Света негатива - темные (плотные) участки негатива, соответствующие ярким участкам объекта съемки.


Света, осветительная, русский

Светает., русский

Светать, русский

Светвывса, русский
    Всемирный светвывса индустрия (суоми)


Светелка, русский
    Светелка , комната


Светёлка, русский
    Неотапливаемая комната в верхней части избы.


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Бонавентура, русский
  1. (bonaventura) (собств . джованни фиданца, fidanza) (1221-74), философ-мистик, представитель августиновского платонизма; глава францисканского ордена, кардинал. был причислен к лику святых (1482), к числу 10 величайших учителей христианской церкви (1587). преподавал в парижском университете. основное сочинение - "путеводитель души к богу".

  2. (bonaventura), настоящее имя – джованни фиданца (род. 1221, боньярея, тоскана – ум. 15 июля 1274, лион) – средневековый схоласт; с 1257 – генерал францисканского ордена. в общих чертах развил пронизанную духом неоплатонизма и мистицизма теорию познания и метафизику света; считал, что логическим и моральным условием всякого познания истины является жизнь, посвященная служению богу. его соч. (в 11 тт.) изданы отцами bonaventura-collegium во флоренции, 1882-1902.


Необходимо, русский
    Необходимо , должен, надо, нуждаться


Божественно, русский

Просвещение, русский
  1. Просвещение , образование

  2. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

  3. – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. в англии эпоха просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. вряд ли можно говорить о веке просвещения в италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. в философии просвещение выступало против всякой метафизики. оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. в области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см. индивидуализм, либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой просвещения. главные представители просвещения: фрэнсис бэкон, гоббс, локк, юм – в англии; бойль, вольтер, энциклопедисты, руссо, монтескье, дидро – во франции; вольф, лессинг, кант (в то же время они стремились к преодолению просвещения), фридрих великий, томазий – в германии; н.и.новиков, а.н.радищев, в.г.белинский, н.г.чернышевский, а.и.герцен – в россии; т.джефферсон, б.франклин – в сша. однако уже в кон. 18 в. фихте указывал на отрицательные стороны просвещения. в кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии просвещения.

  4. , 1) распространение знаний, образования. 2) система общеобразовательных учреждений в стране (см. также народное образование).

  5. , идейное течение 18 - сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. главные представители просвещения в англии (где оно возникло) - дж. локк, дж. а. коллинз, дж. толанд, а. э. шефтсбери; во франции (период наибольшего распространения здесь просвещения, между 1715 и 1789, называют "веком просвещения") - вольтер, ш. монтескье, ж. ж. руссо, д. дидро, к. а. гельвеций, п. а. гольбах; в германии - г. э. лессинг, и. г. гердер, ф. шиллер, и. в. гете; в сша - т. джефферсон, б. франклин, т. пейн; в россии - н. и. новиков, а. н. радищев). идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. вместе с тем в 19-20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. в широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.


Космополитический, русский

Песталоцци, русский
  1. (pestalozzi) иоганн генрих (род. 12 янв. 1764, цюрих – ум. 17 февр. 1827, бругг, аарау) – швейц. педагог и социальный реформатор, основоположник теории научного обучения. высшая цель воспитания для песталоцци – способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому должны сопутствовать внутренний покой и внешний порядок. образование представляет собой саморазвитие осн. сил и способностей человека, его головы (рассудок), сердца (чувство) и рук (творчество). его «nachforschungen ьber den gang der natur in der entwicklung des menschengeschlechts» (1797) привели песталоцци к убеждению, что воспитание должно быть приспособлено к развитию природы. в систематической форме его программа воспитания была изложена первоначально в работе «abendstunde eines einsiedlers» (1780), а позднее – в «lenzburger rede» (1809). осн. произв.: «sдmtliche werke», bd. 1-12, 1899-1902; «избр. педагогические соч.», т. 1-3, 1909.

  2. (pestalozzi) иоганн генрих (1746-1827) , швейцарский педагог. в своей теории начального обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), педагогику с психологией. развил идею соединения обучения с производительным трудом. труды: "лингард и гертруда" (1781-87), "как гертруда учит своих детей" (1801), "лебединая песня" (1826).


Метексис, русский
    (греч. methexis) – участие, а именно участие вещей в идеях.


Метапсихика, русский
    (от греч. meta между, после, вслед за и psyche – душа) – см. парапсихология.