Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ландберг

Глоссарий по философии
  1. (lundberg) джордж эндрю (род. 3 окт. 1895, фэрдейл, сша – ум. 14 апр. 1966, сиэтл) – амер. социолог, один из основоположников социального бихевиоризма. считал необходимым отождествлять задачу исследования стимулов и мотивов поведения с описанием самого поведения. предложил строить социологию по образцу естественных наук, а бихевиористские концепции – с опорой на положения экспериментальной психологии. по ландбергу, поведение индивида или группы обусловливается не социальными институтами, а в конечном счете психобиологическими особенностями человеческого организма. немалую роль здесь играют приспособление человека к социальной среде, связь между социальными стимулами и человеческим действием как реакцией на них, влияние врожденных рефлексов на формирование социальных привычек, стереотипов поведения. был создателем программ «модификаций» поведения. осн. труды: «trends in american sociology», 1929; «foundations of sociology», 1933; «can science save us?», 1947.

  2. (lundberg) джордж эндру (1895-1966) , американский социолог, сторонник перенесения методов естественных наук в социологию.


Lundberg, английский



Отождествлять, русский
    Отождествлять , сравнивать


Исследования, русский

Приспособление, русский
  1. Приспособление , инструмент, орудие

  2. - технологическое устройство, присоединяемое к машине или используемое самостоятельно для базирования и закрепления заготовки при выполнении технологических операций.

  3. Есть два принципиально различных способов приспособления организмов к изменениям условий среды:

  4. Техническое устройство, присоединяемое к машине или применяемое самостоятельно для базирования и закрепления предметов производства при выполнении технологических операций

  5. Техническое устройство, дополняющее основное оборудование, в целях улучшения процессов, осуществляемых на данном оборудовании, повышения их качества или эффективности.


Формирование, русский
  1. Формирование , образование

  2. ,..1) придание определенной формы...2) составление, образование какого-либо коллектива, воинской части и т. п...3) вновь организованная воинская часть.

  3. Придание чемулибо определенной, выверенной расчетной формы


Foundations, английский

Американский, русский
    ~ black chamber "американский чёрный кабинет" (дешифровальное бюро, существовавшее с 1917 по 1929 г. при государственном департаменте сша)


Бихевиоризм, русский
  1. (от англ. behavior поведение) ведущее направление в американской психологии xx в., сводящее психику к различным формам поведения.

  2. Направление в американской психологии xx в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога дж. уотсона «психология с точки зрения бихевиориста». он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она в

  3. Перешедшее из психологии и социологии в политическую науку в 20-30-х гг. xx века теоретико-методическое направление, согласно которому главным объектом анализа является политическое поведение, изучаемое с помощью "строгих" методов сбора и анализ

  4. (от англ . behaviour, bihevior - поведение), ведущее направление американской психологии 1-й пол. 20 в. считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. родоначальник бихевиоризма - э. торндайк, программа и термин предложены дж. уотсоном (1913). наибольшего развития достиг в 20-х гг.; идеи и методы бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, объединяемые в сша в качестве "бихевиоральных наук", т. е. изучающих поведение. необихевиоризм 1930-х гг. (э. ч. толмен, к. л. халл), пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма "стимул - реакция", ввел в нее опосредствующее звено - "промежуточные переменные" (различные познавательные и побудительные факторы).

  5. Направление в американской психологии xx в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога дж. уотсона «психология с точки зрения бихевиориста». он провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. появление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности в сша. существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации; практическое приложение этой теории – введение конвейеров и развитие рекламы – не заставили себя ждать. одна из причин, на кою не без оснований ссылался бихевиоризм, отказываясь изучать сознание, – недостаток сведений о соответственных нервных механизмах; в самом деле, тогдашнее состояние науки не позволяло объективно подойти к изучению роли мозга головного в феноменах сознания. бихевиоризм складывался как направление с явным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. предметом изучения может быть поведение, активность. активность, внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно. экспериментальная программа уотсона предполагала, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль как реального регулятора человеческой деятельности. все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и пр. за единицу поведения принимается связь стимула и реакции. законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. процессы внутри этой системы – как психические, так и физиологические -. согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению. провозглашалось, что предметом науки может быть лишь то, что доступно внешнему наблюдению – факты поведения. конечно, существование сознания не отрицалось и не подвергалось сомнению, но утверждалось, что оно не может выступать как предмет психологии. основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды, с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. в качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула s и ответной реакции r: в качестве описательной и объяснительной предлагалась схему s – r, согласно коей воздействие (стимул) s порождает некое поведение (реакцию) r, причем характер реакции определяется только стимулом. все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), кои образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. с этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. предполагалось провести эксперименты, направленные на выявление закономерностей, формирующим стимул-реактивные связи. эта схема распространялась и на животных, и на человека. а поскольку законы научения – формирования реакции на определенные стимулы – провозглашались универсальными, данные экспериментов с животными распространялись и на человеческое поведение. бихевиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность, а все понятия, связанные с сознанием и прочими проявлениями «духовного начала», не наблюдаемого непосредственно, следует изгнать из сфер научной психологии. «осознание» субъектом своих ощущений и впечатлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователей. напротив, объективные внешние появления тех же ощущений и впечатлений – например, в виде изменения размеров зрачка, частоты пульса и прочего, – позволяют количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувства. перед психологией ставились такие задачи:

  6. (от англ, behaviour поведение) – направление в психологии, получившее особенно большое распространение в америке (главные представители: дж. уотсон и э. торндайк); бихевиоризм совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. поэтому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. на этом фундаменте бихевиоризм создает свою собственную этику и социологию. бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни.

  7. Сведение создания к целенаправленному поведению, связанному с парой "стимул-реакция". для б. характерно рассмотрение субъекта как черного ящика. ряд моделей искусственного интеллекта был построен на основе подхода, декларируемого в б.

  8. (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант.


Лао, русский
  1. -цзы (кит., букв. – старый учитель) (род. 604 до р. x. в царстве чу, провинция хэнань – ум. за пределами китая, по всей вероятности, в глубокой старости) – почетное имя кит. философа ли эра (ли бояня, лао даня), хранителя архива чжоуского двора. он – основатель даосизма; наряду с кунфуцием – величайший кит. мыслитель; ему приписывают авторство «дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели), пожалуй, более, чем др. кит. книги, переводившийся на иностранные языки. однако тот вид, какой она имеет сейчас, эта книга получила лишь после смерти лао-цзы. сверхземное дао, понимаемое иногда лао-цзы даже как разновидность персонифицированного божества, есть величайшее существо, первопричина всего бытия, к которой все снова возвращается. в доступном пониманию земном дао лежит «сянь» (прообразы, идеи) вместе с «дэ» (действующей силой). в соответствии с ними, согласно лао-цзы, должен жить человек – отчасти думающий, отчасти действующий, т.е. заниматься «увэй» («невозмутимое согласие»; только позднее, под влиянием буддизма, с

  2. (лаосцы) , народ, основное население лаоса (св. 2,95 млн. человек). живут также на севере и северо-востоке таиланда (св. 15 млн. человек) и в других странах индокитая. общая численность 18 млн. человек (1992). язык лаосский. верующие - буддисты.


Ланге н, русский
    Иколай николаевич (род. 12 марта 1858, петербург – ум. 15 февр. 1921) – рус. психолог, профессор философии одесского ун-та с 1888. сформулировал закон перцепции (стадиальный характер процесса восприятия от обобщенного чувственного образа предмета ко все более дифференцированному). разработал моторную теорию внимания как двигательной реакции организма, улучшающей условия восприятия. осн. работы: «история нравственных идей 19 в.», 1888; «душа ребенка в первые годы жизни», 1891; «психологические исследования», 1893; «психология», 1914.