|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ланге
Глоссарий по философии |
- (lange) фридрих альберт (род. 28 сент. 1828, вальд, близ золингена – ум. 21 нояб. 1875, марбург) – нем. философ; профессор с 1873; представитель марбургской школы; подвергся политическому преследованию за соч. «die arbeitfrage» (1865; рус. пер. «рабочий вопрос», спб, 1895); получил известность своей книгой «geschichte des materialismus und kritik seiner bedeutung in der gegenwart» (2 bde., 1866; рус. пер. «история материализма», спб, 1881 – 1883). в ней он стремился представить материализм как единственно обоснованный метод естественных наук, в то же время на основе кантовского критицизма отвергал материализм как метафизику. ибо метафизика, по ланге, возможна лишь как поэзия понятий, но не как наука. человек, во всяком случае, нуждается в дополнении материальной действительности им самим создаваемым идеальным миром, который ланге понимал как ядро религии, являясь в этом отношении сторонником шиллеровского этического энтузиазма.
- (lange) оскар (1904-65) , польский экономист и статистик. председатель экономического совета при см польши (1957-62). сочинения в области политэкономии, статистики, экономико-математических методов.
- (lange) фридрих альберт (1828-1875) , немецкий философ и экономист, представитель неокантианства. вслед за о. либманом призывал вернуться "назад к канту". сочинение: "история материализма" (ч. 1-2, 1866).
|
Lange, английский
Джеймса-ланге, русский
|
Представитель, русский
- Представитель , агент, избранник, посредник
- Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е
- В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).
- Representative
Известность, русский
Известность , знаменитый, славный , поставлять в известность, приводить в известность
Geschichte, немецкий
Материализм, русский
- Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).
- (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).
- (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).
Единственно, русский
Единственно , только
Обоснованный, русский
Метафизика, русский
- В философском плане рассуждения о «духовных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственному опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (проти
- Философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры.
- В нлп система понятий о времени и пространстве как категориях особым образом выраженных в языке, определенной национальной ментальности для каждого языка (и национального мировосприятия) выделяют свою особую м напр, индейцы латинской америки и предс
- (от греч . meta ta physika - после физики),1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному андроником родосским (1 в. до н. э.) сочинению аристотеля об умопостигаемых началах бытия. в современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.
- Изначально учение о картине бытия, стоящее на недоступных опыту принципах
Председатель, русский
Председатель , глава, начальник
|
Ланге н, русский
Иколай николаевич (род. 12 марта 1858, петербург – ум. 15 февр. 1921) – рус. психолог, профессор философии одесского ун-та с 1888. сформулировал закон перцепции (стадиальный характер процесса восприятия от обобщенного чувственного образа предмета ко все более дифференцированному). разработал моторную теорию внимания как двигательной реакции организма, улучшающей условия восприятия. осн. работы: «история нравственных идей 19 в.», 1888; «душа ребенка в первые годы жизни», 1891; «психологические исследования», 1893; «психология», 1914.
Лампрехт, русский
- (lamprecht) карл (род. 25 февр. 1856, эссен, шварце-эльстер ум. 10 мая 1915, лейпциг) – нем. историк и представитель философии истории; профессор с 1891. в своих работах «deutsche geschichte» (1891-1909; рус. пер. «история германского народа», т. 1-3, м., 1894-1896) и «deutsche geschichte der jьngsten vergangenheit und gegenwart» (2 bde., 1912-1913) он выступает защитником «трезвого» позитивистского способа рассмотрения истории. на многочисленных примерах, суммируя результаты обзора различных областей культуры, лампрехт пытался раскрыть соответствующий «дух века», который он называл «диапазоном». история, находящаяся, по лампрехту, в значительной степени под воздействием внешней исторической, особенно экономически определяемой, «возбуждающей массы», проходит в своем развитии различные обусловленные психикой стили символизма, типизма, конвенционализма, индивидуализма, субъективизма. это новое толкование понятия истории культуры вызвало спор о метода исторической науки, в котором лампрехт принял участие, написав такие работы, как «alte und neue richtungen der geschichtswissenschaft» (1896), «was ist kulturgeschichte?» (1897), «moderne geschichtswissenschaft» (1905), «einfьhrung in das historische denken» (1912) и др.
- (lamprecht) карл (1856-1915) , немецкий историк. автор многотомной "истории германии", уделял внимание истории экономики, общественных отношений, культуры. критиковал с либерально-позитивистских позиций "школу ранке".
|
|
|
|
|
|
|