Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Карлейль

Глоссарий по философии
  1. (carlyle) томас (род. 4 дек. 1795, эклфехан, шотландия – ум. 4 февр. 1881, лондон) – англ, философ, моралист и историк, противник франц. материализма и шотл. утилитаризма. в центре его многочисленных произв., рассматривающих проблемы истории, находится понятие гениальной исторической личности, которая, возвышаясь над «средней массой», делает историю («on heroes and hero-worship», 1841; «герои, почитание героев и героическое в истории», спб., 1891). некоторые черты социологии карлейля дают основание сравнивать ее с идеологией «сверхчеловека» ницше.

  2. (карлайл) (carlisle) джордж уильям (1802-64) , граф, английский секретарь по делам ирландии в 1835-41, виг. первым среди вигских аристократов поддержал требование фритредеров об отмене хлебных законов.

  3. (carlyle) томас (1795-1881) , английский публицист, историк и философ. выдвинул концепцию "культа героев", единственных творцов истории.


Carlyle, русский



Сравнивать, русский
    Сравнивать, сверять, сличать, сопоставлять, верстать, уподоблять, отож(д)ествлять, ставить на одну доску (в параллель). нельзя верстать бедного с богатым. ср. разница.


Английский, русский

Требование, русский
  1. Требование, иск, спрос, домогательство, притязание, претензия, призыв, приглашение, вызов, зов, клич. ультиматум. школа, соответствующая запросам крестьянского хозяйства. , воля , возвышать свои требования

  2. 1. просьба в категорической форме, документе такой просьбой; 2. категорическое распоряжение; 3. документ, служащий основанием для отпуска материалов в производство. служит также основанием и для списания материалов на складе. применяется на предприятиях п

  3. Requirement

  4. Своеобразная информация о том, каким свойствам и признакам одежды отдается предпочтение в данный момент.

  5. Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

  6. Это установленный количественный уровень значения характеристики или показателя оцениваемого объекта, либо вербальная форма, устанавливающая его качественное соответствие поставленным целям


Материализм, русский
  1. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).

  2. (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).

  3. (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).


Утилитаризм, русский
  1. Этико-правовое учение (основатель и. бентам), считающее полезность (пользу) основой нравственности и принципом оценки всех явлений.

  2. (от греч. utilitas польза, выгода) – точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или об обществе. происхождение нравственных норм утилитаризм выводит, по крайней мере частично, из соображений пользы. основателем утилитаризма как псевдоэтической системы, построенной на отождествлении добра и пользы, был иеремия бентам, который считал, что 4 возможно большее число людей должно стремиться к возможно большему счастью», что, способствуя благу общества, мы тем самым одновременно способствуем своему собственному (см. эвдемонизм). как основатель утилитаризма, так и др. более поздние его представители были преимущественно англичанами: джон стюарт милль, зидвик и др.

  3. (от лат . utilitas - польза, выгода),..1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели...2) основанное и. бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в великобритании в 19 в.


Карнап, русский
  1. (сагпар) рудольф (род. 18 мая 1891, рондорф, рейнская обл. – ум. 16 сент. 1970, санта-мария, сша) нем.-амер. философ и логик; с 1936 – профессор чикагского ун-та, ведущий представитель логического позитивизма (см. неопозитивизм). считал важным уточнение осн. понятий философии и науки с помощью аппарата математической логики (см. логицизм). развил формализованную теорию индуктивных выводов, теорию семантической информации и квантификации модальной логики. осн. работы: «der logische aufbau der welt, versuch einer konstitutionstheorie der begriffe», 1928; «scheinprobleme in der philosophie», 1928; «abriy der logistik», 1929; «logische syntax der sprache», 1934; «formalization of logic», 1943; «meaning and necessity», 1947; «introduction to semantics», 1948; «logical foundations of probability», 1950; «the continuum of inclusiv methods», 1952; «значение и необходимость», 1959; «философские основания физики. введение в философию науки», 1971.

  2. (carnap) рудольф (1891-1970) , немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. активный участник венского кружка. с 1935 в сша. развил теорию логического синтаксиса языка науки, дополненную позднее семантической теорией. разрабатывал индуктивную логику, теорию семантической информации, модальную логику и др.


Карийский м, русский
    Ихаил иванович (род. 1840, с.-петербург – ум. 1917) – рус. логик и философ. в исследовании «классификация выводов» пытался решить логический вопрос проблемы знания и поставить гносеологический, т.е. вопрос о предпосылках или аксиомах знания. в этом произв. он дал более широкую классификацию формул выводов, основанную на принципе тождества, сопоставлении субъектов и предикатов суждений. отвергая субъективизм и понимая процесс познания как процесс понимания действительности, а не только явления, карийский доказывает, что совершенно точную истину, поскольку она доступна науке, составляет утверждение, что познание имеет дело с действительностью, причем не только с внутренней, непосредственно переживаемой, но и внешней, лежащей в основании мира явлений. в двух его работах «об истинах самоочевидных» (1893) и «разногласие в школе нового эмпиризма`по вопросу об истинах самоочевидных» (1914) содержится критика рационалистической и эмпирической идеологии и обоснование собственной точки зрения. типичным представителем рационализма каринский считает канта. в первой книге он подвергает критике его теорию познания: доказательства основоположений рассудка, категорий и аксиом не объясняют логически понятного для мысли права пользоваться ими, а представляют как бы некоторую роковую необходимость принимать их как данное. анализируя «критику чистого разума», он приходит к выводу, что от канта не осталось ничего живого; он всецело принадлежит истории. во второй работе к представителям эмпиризма, давшим ему новое обоснование, карийский относит дж.с.милля и г.спенсера и показывает, что в действительности они не могут построить теории знания без непроверенных предпосылок и что, т. о., их эмпиризм заключает в себе внутреннее противоречие. перу карийского принадлежит одно из лучших в рус. философской литературе соч. «бесконечное анаксимандра» (1890). кроме того, им написаны произв.: «критический обзор последнего периода германской философии», 1873; «лекции по истории древней философии», 1885; «лекции по истории новой философии», 1887.