Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Зенон из сидона

Глоссарий по философии
    (жил ок. 150 до р. x.) – эпикурейский философ; стоял во главе школы в афинах (между 100 – 78 до р. x.). произв. его не сохранились. полагают, что ему принадлежат некоторые из соч. цицерона, бывшего его слушателем, «de natura deorum», а также многое у филодема – об индуктивных выводах.




Зенон, русский
    -стоик (род. ок. 336 – ум. 264 до р. x.) – древнегреч. философ. сын купца, по-видимому, негреч. происхождения – из китиона на кипре. сначала ученик киников, затем (ок. 300 до р. x.) родоначальник философии стоиков. отдавал преимущество мудрости перед знанием, являющимся лишь средством к ее достижению. в своем учении он искусно объединил главные положения кинической этики с гераклитовской физикой и многими аристотелевскими доктринами в одну последовательную систему, в которой уже содержатся ведущие особенности стоической философии, развитые в дальнейшем клеантом и хрисиппом. троянское деление на этику, физику и логику принадлежит зенону-стоику, он же подчинял первой обе последние, отдавая предпочтение физике. практическое направление, подчиняющее знание действию, и нравственность, имеющая своей целью добродетель, обеспечили учению этого философа приверженность катона, сенеки, марка аврелия и др. сохранились только фрагменты его многочисленных соч.


Зенон элейский, русский
    (род. ок. 490, элея, нижняя италия – ум. 430 до р. x.). – первый древнегреч. философ, писавший прозаические соч. и пользовавшийся приемами косвенного доказательства, за что и назван был «изобретателем диалектики», прославился своими парадоксами. считал, что бытяе едино и неподвижно, а небытие – множественно и находится в движении, т.е. где единство и покой, там налицо бытие, а где множество и движение – там небытие.


Сидон, русский
    , город-государство в финикии, на восточном побережье средиземного м. (современная сайда в ливане). основан в 4-м тыс. до н. э. во 2-1-м тыс. до н. э. крупный центр международной торговли; боролся с тиром за гегемонию в финикии.


Сидоний аполлинарий, русский
    (sidonius apollinaris) (? - ок . 483), галло-римский писатель, с 471 или 472 епископ арверны (современный клермон-ферран). его сочинения (поэмы, письма) - ценный источник по истории поздней римской империи.


Сидонский ф, русский
    Едор федорович (род. 1805 – ум. 1873) – рус. философ, представитель теизма; профессор с.-петербургской духовной академии, почетный доктор философии с.-петербургского унта (с 1864). в определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. философские проблемы: бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. объединение этих проблем происходит у сидонского в русле мировоззрения канта: философия есть «учебное решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность». в то же время главной задачей философии, по сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни. в отличие от всякого др. знания характерными чертами философии для сидонского служат ее «выспренность» (трансцендентальность) и «самостоятельность» (автономность). самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность – «отрешенность от предметного». это приводит к тому, что философия образует такое понятие об «образе бытия всего сущего», которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает «те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий». органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства. в то время как чувство живет конкретным, «рассудок все дробит; ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине: ибо понятия сил суть понятия соподчиненные». поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. главный вопрос для решения у сидонского – вопрос об отношении философии и религии. он допускает, что философские изыскания и истины веры – две отличные, хотя и не отдельные области. философия должна служить людям верующим. разум и откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они – от бога. разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает откровение. развивая идею о философском методе, сидонский не удовлетворяется ни «выводным методом фихте», ни диалектическим гегеля, ни «построительным» шеллинга, ни «привносительным» гербарта. более сочувственно он относится к методу критическому. однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. сообразно этому он в дополнение к обычным методам – аналитическому и синтетическому – предлагает еще метод «сличительный», или сопоставительный. при таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта. философия «может принять точкой обзора абсолютное в опыте – наше я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри». от опыта, т. о., исходит философское мышление, которое поднимается до разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. осн. произв. – «введение в науку философии» (1833), отмеченное демидовской премией. кроме того, им написано изданное после его смерти «генетическое введение в богословие» (1877).


Зенон элейский, русский
    (род. ок. 490, элея, нижняя италия – ум. 430 до р. x.). – первый древнегреч. философ, писавший прозаические соч. и пользовавшийся приемами косвенного доказательства, за что и назван был «изобретателем диалектики», прославился своими парадоксами. считал, что бытяе едино и неподвижно, а небытие – множественно и находится в движении, т.е. где единство и покой, там налицо бытие, а где множество и движение – там небытие.


Зенон, русский
    -стоик (род. ок. 336 – ум. 264 до р. x.) – древнегреч. философ. сын купца, по-видимому, негреч. происхождения – из китиона на кипре. сначала ученик киников, затем (ок. 300 до р. x.) родоначальник философии стоиков. отдавал преимущество мудрости перед знанием, являющимся лишь средством к ее достижению. в своем учении он искусно объединил главные положения кинической этики с гераклитовской физикой и многими аристотелевскими доктринами в одну последовательную систему, в которой уже содержатся ведущие особенности стоической философии, развитые в дальнейшем клеантом и хрисиппом. троянское деление на этику, физику и логику принадлежит зенону-стоику, он же подчинял первой обе последние, отдавая предпочтение физике. практическое направление, подчиняющее знание действию, и нравственность, имеющая своей целью добродетель, обеспечили учению этого философа приверженность катона, сенеки, марка аврелия и др. сохранились только фрагменты его многочисленных соч.