Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Европейская философия

Глоссарий по философии
    Ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия) и расширили старые методы (как, напр., логический метод), но впервые создали то, что называется теперь греч. формой мышления: они впервые открыли человеческую душу, человеческий дух, в основу которого легло новое самопонимание человека. открытие души и духа – следовательно, человека, как мы его теперь понимаем, – произошло в послегомеровскую эпоху. следствия этого открытия (самого значительного из всех, которые когда-либо совершались и могут быть совершены) нашли свое выражение в греческой философии. греч, философия не только является фундаментом европейской, но также составляет ее структуру и ее существенное содержание: до сих пор европейские мыслители питаются греч. духовным наследием. «мы, конечно, стоим выше гиппократа, греч. врача. мы даже можем сказать, что стоим выше платона. но это верно только в том смысле, что мы располагаем более обширным материалом научного познания, чем платон. что касается самого философствования, то мы, пожалуй, едва ли достигаем его уровня» (к. jaspers, einfьhrung in die philosophie, 1950). еще и поныне действительной формой европейского мышления является мышление средневековое. схоластика распространяла наследие греч. мыслителей через духовные ордены и ун-ты, которое перешло к схоластическим ученым не в его первоначальном виде, а в лат. переводах. ранняя схоластика опиралась почти целиком на произв. боэция, переведшего на лат. язык «категории» аристотеля и его работу «peri hermeneias» («об истолковании»), а также труд евклида «stoicheia» («основные начала геометрии»). сначала об аристотеле больше не было никаких сведений. только в 1128 яков из венеции перевел на лат. язык «аналитику», «топику» и «о софистических опровержениях» («perisophisticon elenchon»); фома аквинский также имел в своем распоряжении только эти переводы. примерно в сер. 12 в. стали известны естественнонаучные аристотелевские труды, затем естественнонаучные работы птолемея и евклида, переведенные с греч. на лат. язык в палермо, и с араб.„на лат., появившиеся в толедо (где иногда этому переводу предшествовал перевод на кастильский). к этому же времени на лат. языке появились медицинские и астрономические произв. арабов. из трудов платона в раннем средневековье был известен только «тимей» в переводе цицерона, но пользовались не этим текстом, а почти исключительно комментариями к «тимею» посидония в лат. переводе халцидия. кроме этого, платона знали только по цитатам, приводимым в работах лат. отцов церкви, прежде всего августина и боэция, которые до 12 в. включительно были авторитетами для европы. по сравнению с ними греч. отцы церкви не играли большой роли, хотя они были представлены такими значительными фигурами, как дионисий ареопагит, отец христ. мистики (наряду с августином) и осн. источник неоплатонизма, и иоанн дамаскин, представивший в своем переведенном на лат. язык произв. «pege gnoseos» («источник познания») мир идей всех греч. отцов церкви, собранных воедино. влияние платона на европейское мышление в период поздней схоластики уменьшилось, т. к. в это время стали известны «метафизика», «о душе», «этика» и «политика» аристотеля, причем опять-таки косвенно, благодаря посредничеству араб, и евр. ученых, переводивших аристотелевские тексты с араб, на кастильский или лат. языки. аристотель стал неоспоримым научным авторитетом начиная с 13 в. и оставался им до конца средних веков. поздняя схоластика ставила перед собой гл. о. одну задачу: интерпретировать аристотеля и согласовывать его учение с




Европейская ассоциация гаражного оборудования, русский

Европейская ассоциация конструкторов автомобилей, русский

Европейская ассоциация общественного здравоохранения, русский

Европейская ассоциация по пред, русский

Европейская ассоциация по предупреждению загрязнения вод, русский

Европейская ассоциация свободной торговли, русский

Европейская ассоциация свободной торговли (еаст), русский
    , региональная экономическая группировка. создана в 1960 рядом европейских государств, не вошедших в европейское экономическое сообщество, для конкуренции с ним. первоначально в ее состав входили австрия, великобритания, дания (до 1973), норвегия, португалия (до 1983), швейцария, швеция, позднее вступили исландия, финляндия и лихтенштейн. в 1977 в торговле еаст с европейским экономическим сообществом были отменены таможенные пошлины на промышленные товары. соглашения о свободной торговле были также заключены в 1991-93 с турцией, чехословакией, израилем, польшей, румынией, венгрией и болгарией. в соответствии с соглашением о европейском экономическом пространстве (вступившем в силу в 1994), страны еаст (за исключением швейцарии и лихтенштейна) являются его участниками.


Европейская библиотека программ;, русский

Европейская валютная единица (e.m.u.-6) (единица рынка облигаций), русский

Европейская валютная система, русский

Европейская единица счета 17 (e.u.a.-17) (единица рынка облигаций), русский

Европейская единица счета 9 (e.u.a.-9) (единица рынка облигаций), русский

Европейская зона свободной торговли, русский

Европейская комиссия, русский

Европейская комиссия по стандартизации в области электрооборудования, русский

Европейская композитная единица (eurco) (единица рынка облигаций), русский

Европейская конференция гражданской авиации, русский

Европейская конференция по почтовой и телеграфной связи, русский

Европейская научная группа по фармаконадзору, русский

Европейская неделя иммунизации, русский

Европейская норма, русский

Логический, русский
  1. Имеющий отношение к интеллектуальным элементам сообщения, высказывания, в отличие от его психологического, эмоционального или формального грамматического содержания напр, выделяют понятие л ударения, которое произвольно выделяет определенный элемент

  2. . – соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике.


Человеческий, русский
    Человеческий , изверг рода человеческого


Следовательно, русский
    Следовательно, следственно, значит, знать, видно, итак, поэтому, посему, стало быть, стало, ясно; из этого видно, вытекает, выходит, следует, усматривается, явствует, можно вывести (заключить, усмотреть). стало, ты не понял меня. хорошо же ты написал ему,


Содержание, русский
  1. Содержание, содержимое, предмет, суть, сущность, материя, сюжет, тема, фабула, оглавление; довольствие, продовольствие, жизнь, иждивение, кошт. сюжет (фабула) романа; предмет (тема) разговора. книга ученого содержания. они рассуждают о важных материях. эт

  2. 1. основная суть изложения; 2. перечень разделов, оглавление; 3. жалованье, заработная плата.

  3. – 1) есть «что» в «как» формы, есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков; 2) всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме; 3) в логистике принадлежность «свойства» (качества, отношения) к «материальному образованию» (предмету, обладающему свойствами). собственным, истинным содержанием является, напр., принадлежность белого цвета снегу (бытие белизны – снега), черный снег, напр. в случае, если на него кто-нибудь насыпал сажу, – несобственное, ложное содержание, т.е., по сути дела, уже вообще не содержание. б соответствии с логистикой истина и ложность являются предикатами содержания, и только таковыми.

  4. Элемент аппарата издания, содержащий перечень наименований разделов с указанием начальных страниц. см. оглавление.

  5. Справочный элемент издания, в котором дан перечень всех статей или отдельных произведений, входящих в издание, с указанием номеров страниц, на которых они начинаются


Гиппократа, русский

Единство,, русский
    Единица- наглядно данное единичное (единица счета) или же множество, составные части которого взаимосвязаны и взаимодействуют т. о., что все вместе производят единое впечатление, действуют как единое целое (синтетическое единство). "единство во множественности» является важным принципом эстетики.


Еврейская философия, русский
    – с самого начала была и осталась философией религии. чистое истолкование библии и собрание божественных законов, фиксированных в галахе (новоевр. – руководящее начало) и углубленных благодаря поучительным текстам к гаггаде (древнеевр. – рассказ, поучение), а позднее переложенных в талмуд (евр. – учение), было расширено благодаря включению эллинистического понятия идеи блага, что особенно сказалось на философии александрийских евреев. главным представителем этого периода является филон (25 до р. x. – 50 после р. x.), защищавший евр. религиозное учение, облаченное в одежды греч. философии (платона). после гибели иудейского государства (70 после р. x.) евр. философия при раввине иоханане бен заккаи сделала попытку овладеть духовным наследием иудаизма. особого успеха в этом направлении добился раввин акиба бен иосиф (50 – 137), чьи соч. стали основой мишны (евр. – обновление). все содержание религиозных законов евреев, устно или письменно сохранившихся в первые пять христ. веков, было собрано в талмуде (евр. – учение), составленном ок. 500 на восточноараб. языке. ок. 761 ханан бен давид основал сектукараитов, которые духовно отделились от приверженцев талмуда и начали заниматься философией. в это же время иудейская философия сталкивается с исламом и испытывает с его стороны различного рода влияния. возникает родственная караитской философия мутазилито в (араб. – обособившиеся), которые использовали мыслительные формы греч. логики и поэтому назывались еще и каламитами (араб. – догматики); они проповедовали справедливость и единство бога и отрицали, что бытие бога можно определить с помощью атрибутов (борьба против христ. учения о троице и против дуализма манихейцев). начинается период расцвета иудейской философии (см. также европейская философия), в котором надо различать два главных направления: 1) восточное, с центром в вавилоне; главные представители: саади бен иосиф и аарон бен элиа, караит, осн. соч. «ez hayyim» – «родословная величины» (1346); 2) западное, с центром в испании, где работали прежде всего: неоплатоник габироль; маймонид; иегуда галеви (1085 – 1145), врач, философ религии и крупнейший евр. поэт послебиблейского времени; авраам ибн дауд (а. бен давид, 1110-1180), осн. труд «emunah ramah» – «возвышенная вера»; бахья бен иосиф (ок. 1050), неоплатоник, осн. соч. «hoobot ha-lebabot» – «сердечные обязанности» и «torot ha-nefesch» – «учение о душе»; леви бен герсон (герсонид; 1238-1340), аристотелик, астроном, осн. соч. «milhamot elohim» – «войны бога» (1560); дон хоздан крескас (13401412), первый из европейцев критиковавший аристотеля, противник рационализма маймонида. в западном направлении, как во всем западном средневековье вообще, господствовал дух аристотеля. восточное направление держалось посередине – между аристотелизмом и мутазилитством. все эти мыслители разрабатывают ряд основополагающих проблем, причем предполагаются безусловная истинность содержания торы (пятикнижие моисея) и высокая ценность соч. пророка. бытие бога восточные философы и бахья доказывают логически (творение есть – следовательно, есть творец), западные – с помощью аристотелевских аргументов. в отличие от рационалистического направления схоластики иегуда галеви, основываясь на факте исторического откровения, стремится к доказательству надынтеллектуального характера откровения и присущей сердцу всякого благочестивого уверенности в бытии бога. для саади и его школы единство бога заложено уже в понятии творца, в то время как маймонид и его сторонники разрабатывают понятие неподвижного двигателя и мировой гармонии. проблема свойств (атрибутов) бога вызвала широкую дискуссию, в центре которой стоял вопрос о непостижимости бога. несмотря на это, делаются попытки дать некоторые определения бога. саади называет творца единым, полным жизни, могущественным, мудрым; бахья – единым, существующим, вечным; ибн дауд добавляет: истинный, желающий. но поскольку все свойства бога в основе своей неотделимы от понятия единства бога, бахья негативно устанавливает содержание этого понятия; к такому пониманию присоединяются все др. философы, причем герсон и крескас с некоторыми оговорками. относительно самого мира евр. философия, как и школа саади, присоединяется к учению аристотеля об отношении между материей и формой; и та, и другая вновь возвращаются к понятию материи, ее четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), разделению вселенной на высший мир сфер и низший, подлинный. саади проповедует постепенное сотворение богом мира из ничего (сначала воздух, возникающий из материи и формы, из него – элементы, ангелы, звезды и сферы). ибн дауд, маймонид и герсон защищали убеждение, что из prima causa происходит духовная сущность, а от нее – девять др., соответственно числу сфер. габироль и герсон утверждали, что материя существует вечно; акт сотворения был только актом наделения материи формой и жизнью. провидение бога выводилось из устойчивости естественного порядка вещей, и, несмотря на это, чудеса (т.е. нарушение этого порядка) считались возможными; т. к., согласно мутазилитскому воззрению, законы природы – лишь «привычки бога», то он к ним никоим образом не привязан. для маймонида провидение есть свойство человека, связанное с интеллектом. отношение между божественным провидением и человеческой свободой воли и выбора ставит проблему: знает ли бог заранее, что собирается делать человек? если он это знает, то человеческая свобода выбора – только видимость. саади говорит: божественное знание – как взгляд в зеркало будущего, который не влияет на человеческие поступки. маймонид считает, что божественное знание отличается от человеческого тем, что бог знает ход событий, не стесняя этим свободы выбора человека. ибн дауд и герсон ограничивают божественное знание тем, что человеку предлагается выбор. по крескасу, человек ничего не знает о действительной ситуации, в которой он находится; поэтому бог оценивает не результат его выбора, а благое или дурное намерение. душа создается богом в процессе непрерывного творения. по саади, она состоит из тонкой духовной субстанции; желания, чувства и мысли – ее главные функции; маймонид добавляет еще две: силу воображения и познание. ибн дауд принимает предсуществование души и ее способность к развитию в земном бытии. все мыслители считают душу бессмертной; по мнению саади и галеви, после смерти тела продолжает жить вся душа, по мнению др. философов – только разум (мысль). евр. этика целиком присоединяется к аристотелевскому учению о золотом среднем пути, нахождение которого осуществляется с помощью торы. маймонид считает золотой средний путь нормой, свойственной лишь заурядному человеку. человек же, стоящий выше, должен идти лишь самым лучшим путем. крескас утверждает, что любовь к богу и мечта осуществить ее в жизни составляют основу человеческого поведения. после изгнания евреев из испании (1498) евр. философия ограничивается разыскиванием и комментированием разработанного материала. работами иосифа альбо (1380-1435), стремившегося к догматизации содержания веры, и исаака альвиванеля (1437 – 1508) заканчивается евр. схоластика. привлекают к себе внимание личности бенедикта спинозы и моисея мендельсона, который перевел на нем. тору и псалмы, побудив тем самым евреев заниматься языком и литературой (до этого ортодоксальные евреи могли читать только евр. тексты). особое явление в иудейской философии образует хасидизм. значительным было участие евр. мыслителей и в дальнейшем развитии европейской философии. особенно велик их вклад в логику и теорию познания. но это их творчество уже не может быть расценено как чисто евр. философия.