Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Американская философия

Глоссарий по философии
    – общее название философии северной америки и латиноамер. стран. наряду с влиянием, оказываемым на нее западной философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обуславливаются различиями в духовной жизни и государственном устройстве, а также в религиозных верованиях. основателем североамер. философии можно считать англ. философа беркли, который жил в америке в 1728-1731. во многом благодаря ему были заложены основы идеалистически-теистической философии, т. н. «новоангл. теологии», на которой сказалось сильное влияние библии. наиболее значительный мыслитель этой группы – джонатан эдуарде. на рубеже 18 и 19 вв. в сша проникает философия просветителей, воплотившись в этическом рационализме бенджамина франклина и в религии разума томаса пейна (1737-1809). духовные устремления первых двух эпох амер. философии объединяются в художественно-поэтическом мышлении ралфа уолдо эмерсона; сказалось также влияние нем. классиков – поэтов и мыслителей: одно и то же божественное начало господствует в природе и человеческой душе, особенно велико его значение для души творчески одаренных людей. эта философия, известная под названием «трансцендентализм», позднее приняла более идеалистическую форму у уильяма тори гарриса (1835-1909) и у представителей «школы св. луи», более реалистическую – у ноа портера (1811 – 1892) и гренвила стэнли холла. с сер. 19 в. идеалистически-метафизическое направление в амер. философии начинает резко отличаться от направления реалистически-позитивистского. представители первого, гл. о. под сильным влиянием нем. мыслителя германа лотце, исходят из отношения между богом (вселенной) и душой (человеком) и развивают персонализм, который представляет мир как цельную сущность с духовно-индивидуальным началом. к этому направлению относятся джосайя ройс, уильям эрнест хокинг, бордэн паркер боун (1847 – 1910), ученик последнего эдгар шеффилд брайтмэн, ралф тайлер флюэлинг (род. 1871), и. а. франквиц (род. 1906) и представители школы т. н. «калифорнийского персонализма». выразителями идей реалистического позитивизма являются джеймс марк болдуин и один из основателей логистики, чарлз сандерс пирс. с этого времени для амер. философии становится характерным синтез метафизики и позитивизма, начало чему положил уильям джемс. его учение, прагматизм, получило дальнейшее развитие в самых различных направлениях. видным представителем педагогической школы является джон дьюи, на учении которого сказалось сильное влияние франц. философа конта; к этому же направлению относится и «чикагская школа»; педагогико-психологического течения – эдуард ли торндайк; чисто психологическое развитие прагматизм получил в т. н. бихевиоризме джона бродеса уотсона. последователи джемса развивают самостоятельные учения. против субъективизма и индивидуализма, опасность которых скрыта в прагматизме, был направлен реализм. в духе аристотелевских традиций выступает фредерик дж. э. вудбридж (1867- 1940), этого же направления придерживаются и некоторые др. философы, входящие в амер. аристотелевское общество. во главе неореалистов стоят алфред норт уайтхед, ралф бартон перри и у.п.монтепо. артур лавджой возглавляет направление «критического реализма». влияние философии жизни джорджа сантаяны сильно ослабло. течение критики культуры представлено джоном рандаллом, а история философии – уиллом дюраном. имеется много работ в области экспериментальной психологии (включая психологию животных) и педагогики (см. макду галл). неосхоластика сделала своей трибуной журнал «the new scholasticism» (основанный в 1927). обычная характеристика «американизма» мало подходит к амер. философии, в которой наблюдается много спекулятивно-метафизических черт и которая довольно глубоко связана с амер. буднями и политикой дня. на нее значительное влияние оказывает протестант, теология (тиллих, нибур и др.). широко представлена в амер. философии семантика, так же как и ориентирующаяся на социологию, часто окрашенная под социализм этика ценностей. однако всем этим направлениям угрожает опасность со стороны логистики; противоположное течение представлено ун-том эмори в джорджии. имеются англ, переводы работ хайдеггера, следовательно, возможно, что философия экзистенциализма проникла также и в сша, и в лат. америку. в эпоху колониальных и освободительных войн в лат. америке многие литераторы, политики и вольнодумцы с восторгом и страстью распространяли и насаждали европеизм. венесуэлец андрее бельо (1781 – 1865), учитель боливара, сотрудничавший с а. гумбольдтом, в «философии рассудка», написанной под влиянием т. рида и у. гамильтона, дал глубокий анализ памяти. позитивизм (см. позитивизм философский) начинается с конта и спенсера. кубинец энрике барона (1849-1933) считается типичным представителем социологического позитивизма, развиваемого им с натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической позиций. в бразилии ботэлью ди магальянш и мигель лемос вместе с бенжаменом констаном основали религиозный контизм, позитивистскую церковь (1881) и республиканско-революционный орден «порядок и прогресс», а также разработали политическую конституцию позитивизма. аргент. философ хосе инхениерос (1877-1925) рассматривал область непознаваемого как сферу деятельности будущей метафизики, которая, однако, должна быть построена на гипотезах, правомерных с точки зрения закономерностей логики. в период антипозитивистской реакции бразилец тобиас баррето (1833- 1889), который сам сначала был позитивистом, под влиянием канта и шопенгауэра пытался соединить механизм с телеологией. перуанец деустуа алехандро (1849 – 1945), который в своем учении выводит эстетические принципы всего существующего из творческой свободы, находился под влиянием идей краузе, вундта и бергсона. к его школе принадлежат такие видные ученые, как о. миро квесада, феноменолог фр. миро квесада и выдающийся психолог онорио дельгадо. аргентинец алехандро корн (1860-1936), следуя учению дилыпея, пытался решить проблему необходимости и свободы – при сохранении своеобразия и устойчивости обеих сторон – не как проблему спекулятивную, но практическую. учение бразильца раймундо брито де фариаса (1862 – 1917) – который, развивая спиритуализм, считал, что целью философии является не преодоление науки, а овладение ею, – имело следствием появление целой школы. уругваец карлос ваз ферейра в своем соч. «logica viva» подходит к конкретному как основе всех философских систем. мексиканец хосе васконселос в своей базирующейся на эстетике монистической интерпретации универсума защищает идею амер. духовно-космической расовой общности (raza cosmica americana). аргентинец альберто роухес (1880-1945) считал, что процесс физического становления, в котором отдельные моменты, чередуясь, сменяют друг друга и который носит преходящий характер, с одной стороны, и процесс духовного становления, представляющий собой постоянное взаимодействие отдельных моментов вечности: прошлого, настоящего и будущего, – с другой, нельзя сводить друг к другу. мексиканец антонио касо (1883-1946), на учение которого оказали влияние наряду с бутру и бергсоном также и нем. философы, в т. ч. гуссерль, внес новое в развитие мекс. философии, создав философию жизни и действия. среди современников этих мыслителей видное место занимает, бесспорно, аргентинец франциско ромеро, который, являясь блестящим знатоком современной нем. философии, развивает ее идеи, гл. о. в учении об интенциональности, ценности и трансценденции. аргентинец карлос астрада, ученик гуссерля, шелера, хайдеггера, обогащает новый свет идеей экзистенциального риска и усматривает в понятии экзистенциализма «juego» («игра»), которое образует у него собственную сферу и имеет собственное развитие, почву для метафизических спекуляций. вопросами философии права в аргентине занимался карлос косио, пытаясь связать учения таких философов, как кельзен, гуссерль, хайдеггер. среди неосхоластов видное место занимает измаэл квилес, который в рамках персонализма как цели экзистенциализма пытается обосновать философию «устойчивости» («insistencia»), стремясь перебросить, т. о., мост от томизма к хайдеггеру. мексиканец эдуарде гарсиа майнес, примыкая к кельзену и н. гартману, исследует проблему значения права и склоняется к логистическому обоснованию его формальной структуры. на философские проблемы права ориентируется также уругваец хуан ламбиас де асеведо, который под влиянием античной и в особенности нем. философской мысли развивает идею ценности как момента бытия сущего наряду с сущностью и существованием и в осознании ничтожности человека видит путь к ее преодолению.




Американская администрация помощи, русский
    , см. "ара".


Американская академия педиатрии, русский

Американская ассоциация автопроизводителей, русский

Американская ассоциация диабетологов, русский

Американская ассоциация дорожных и транспортных должностных лиц штатов, русский

Американская ассоциация изготовителей передач, русский

Американская ассоциация инженеров-механиков, русский

Американская ассоциация испытаний и материалов, русский

Американская ассоциация лабораторной аккредитации, русский

Американская ассоциация по водным ресурсам, русский

Американская ассоциация по диабету, русский

Американская ассоциация по защите деревьев, русский

Американская ассоциация по стандартизации; американская ассоциация по стандартам, русский

Американская ассоциация по стимулированию прогресса в науке ааее, русский

Американская ассоциация программного обеспечения;, русский

Американская ассоциация промышленной гигиены, русский

Американская ассоциация сердца (сша), русский

Американская ассоциация стандартов, русский

Американская ассоциация стоматологов, русский

Американская ассоциация стоматологов, американская ассоциация по диабету, американская диетическая ассоциация, русский

Американская ассоциация судовых брокеров, русский

Расхождения, русский

Значительный, русский
    Значительный , большой, важный, веский, порядочный, чувствительный


Трансцендентализм, русский
  1. – исходный пункт трансцендентальной философии канта, а также «неоидеализма» эмерсона.

  2. , американское философско-литературное движение 1830-60-х гг. (манифест-эссе р. у. эмерсона "природа", 1836; г. торо, э. б. олкотт, м. руллер, т. паркер, частично н. хоторн). название и ряд идей взяты от "трансцендентального идеализма" и. канта, а также ф. шеллинга. с позиций романтизма критиковало просветительский сенсуализм и современную цивилизацию. основные идеи: социальное равенство "равных перед богом" людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от "вульгарно-материальных" интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм.


Аммоний саккас, русский
    (ammonios sakkas) (жил в 175-242 в александрии) легендарный родоначальник неоплатонизма; учитель плотина и оригена.


Амвросий майландский, русский
    (ambrosius de mailand) (род. 340, вероятно, трир – ум. 4 апр. 397, майланд) – учитель деркви; наместник в италии. с 375 – священник, вел борьбу с арианами и получил известность благодаря написанному им под влиянием цицерона соч. «de officiis ministrorum» (386), в котором восхвалял христ. этику, провозглашавшую в качестве цели существования потустороннюю жизнь. под «амвросианским хвалебным песнопением» понимают приписываемое амвросию церковное песнопение «те deum laudamus».