Глоссарий





Новости переводов

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Амвросий майландский

Глоссарий по философии
    (ambrosius de mailand) (род. 340, вероятно, трир – ум. 4 апр. 397, майланд) – учитель деркви; наместник в италии. с 375 – священник, вел борьбу с арианами и получил известность благодаря написанному им под влиянием цицерона соч. «de officiis ministrorum» (386), в котором восхвалял христ. этику, провозглашавшую в качестве цели существования потустороннюю жизнь. под «амвросианским хвалебным песнопением» понимают приписываемое амвросию церковное песнопение «те deum laudamus».




Амвросиевка, русский
    , город (с 1938) на украине, донецкая обл. железнодорожная станция. 24,1 тыс. жителей (1991). цементный комбинат, предприятия легкой, пищевой промышленности и др. историко-краеведческий музей.


Амвросий, русский
  1. (в миру зертис-каменский андрей степанович) (1708-71) , русский церковный деятель и писатель, архиепископ московский (1768), автор перевода "псалтири" с древнееврейского языка.

  2. (в миру ключарев алексей иосифович) (1821-1901) , русский духовный писатель и церковный деятель, архиепископ харьковский (с 1882). сочинения: "живое слово" (1882), "полное собрание проповедей" (1902).

  3. (1791-1863) , босно-сараевский митрополит (1835); в 1846 перешел в старообрядчество, положив начало белокриницкой иерархии.

  4. (в миру орнатский андрей антипович) (1778-1827) , русский духовный писатель, епископ пензенский и саранский (с 1819), с 1825 в кирилло-белозерском монастыре. автор "истории российской иерархии" (т. 1-6, 1807-15).

  5. (в миру подобедов андрей) (1742-1818) , русский церковный деятель, проповедник; митрополит новгородский и санкт-петербургский (с 1801), ректор московской духовной академии. составил "руководство к чтению священного писания ветхого и нового завета" (1779, переиздано 1811).

  6. (в миру протасов алексей иванович) (1762-1841) , русский церковный деятель, проповедник; архиепископ казанский и тверской, ректор петербургской духовной академии. автор "латинской грамматики" для духовных училищ; сборник проповедей "слова и речи" (1856).

  7. (ок . 1430 - ок. 1494), русский резчик и ювелир. произведения амвросия (резная икона-складень) отражают влияние андрея рублева.

  8. (в миру серебренников (или серебряков) авраам) (1745-92) , русский церковный деятель, проповедник. архиепископ екатеринославский (1786), местоблюститель экзархии молдо-влахийской (1789). автор "краткого руководства к оратории российской" (1778); перевел "потерянный рай" мильтона (1780; 2-е изд., 1802).

  9. (в миру юшкевич андрей) (1690-1745) , архиепископ новгородский, проповедник. рукописное сочинение "основательное показание разностей между греческою и римскою папскою церковью".


Известность, русский
    Известность , знаменитый, славный , поставлять в известность, приводить в известность


Существования, русский
    Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др


Песнопение, русский
    Песнопение , молитва, песнь


Американская философия, русский
    – общее название философии северной америки и латиноамер. стран. наряду с влиянием, оказываемым на нее западной философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обуславливаются различиями в духовной жизни и государственном устройстве, а также в религиозных верованиях. основателем североамер. философии можно считать англ. философа беркли, который жил в америке в 1728-1731. во многом благодаря ему были заложены основы идеалистически-теистической философии, т. н. «новоангл. теологии», на которой сказалось сильное влияние библии. наиболее значительный мыслитель этой группы – джонатан эдуарде. на рубеже 18 и 19 вв. в сша проникает философия просветителей, воплотившись в этическом рационализме бенджамина франклина и в религии разума томаса пейна (1737-1809). духовные устремления первых двух эпох амер. философии объединяются в художественно-поэтическом мышлении ралфа уолдо эмерсона; сказалось также влияние нем. классиков – поэтов и мыслителей: одно и то же божественное начало господствует в природе и человеческой душе, особенно велико его значение для души творчески одаренных людей. эта философия, известная под названием «трансцендентализм», позднее приняла более идеалистическую форму у уильяма тори гарриса (1835-1909) и у представителей «школы св. луи», более реалистическую – у ноа портера (1811 – 1892) и гренвила стэнли холла. с сер. 19 в. идеалистически-метафизическое направление в амер. философии начинает резко отличаться от направления реалистически-позитивистского. представители первого, гл. о. под сильным влиянием нем. мыслителя германа лотце, исходят из отношения между богом (вселенной) и душой (человеком) и развивают персонализм, который представляет мир как цельную сущность с духовно-индивидуальным началом. к этому направлению относятся джосайя ройс, уильям эрнест хокинг, бордэн паркер боун (1847 – 1910), ученик последнего эдгар шеффилд брайтмэн, ралф тайлер флюэлинг (род. 1871), и. а. франквиц (род. 1906) и представители школы т. н. «калифорнийского персонализма». выразителями идей реалистического позитивизма являются джеймс марк болдуин и один из основателей логистики, чарлз сандерс пирс. с этого времени для амер. философии становится характерным синтез метафизики и позитивизма, начало чему положил уильям джемс. его учение, прагматизм, получило дальнейшее развитие в самых различных направлениях. видным представителем педагогической школы является джон дьюи, на учении которого сказалось сильное влияние франц. философа конта; к этому же направлению относится и «чикагская школа»; педагогико-психологического течения – эдуард ли торндайк; чисто психологическое развитие прагматизм получил в т. н. бихевиоризме джона бродеса уотсона. последователи джемса развивают самостоятельные учения. против субъективизма и индивидуализма, опасность которых скрыта в прагматизме, был направлен реализм. в духе аристотелевских традиций выступает фредерик дж. э. вудбридж (1867- 1940), этого же направления придерживаются и некоторые др. философы, входящие в амер. аристотелевское общество. во главе неореалистов стоят алфред норт уайтхед, ралф бартон перри и у.п.монтепо. артур лавджой возглавляет направление «критического реализма». влияние философии жизни джорджа сантаяны сильно ослабло. течение критики культуры представлено джоном рандаллом, а история философии – уиллом дюраном. имеется много работ в области экспериментальной психологии (включая психологию животных) и педагогики (см. макду галл). неосхоластика сделала своей трибуной журнал «the new scholasticism» (основанный в 1927). обычная характеристика «американизма» мало подходит к амер. философии, в которой наблюдается много спекулятивно-метафизических черт и которая довольно глубоко связана с амер. буднями и политикой дня. на нее значительное влияние оказывает протестант, теология (тиллих, нибур и др.). широко представлена в амер. философии семантика, так же как и ориентирующаяся на социологию, часто окрашенная под социализм этика ценностей. однако всем этим направлениям угрожает опасность со стороны логистики; противоположное течение представлено ун-том эмори в джорджии. имеются англ, переводы работ хайдеггера, следовательно, возможно, что философия экзистенциализма проникла также и в сша, и в лат. америку. в эпоху колониальных и освободительных войн в лат. америке многие литераторы, политики и вольнодумцы с восторгом и страстью распространяли и насаждали европеизм. венесуэлец андрее бельо (1781 – 1865), учитель боливара, сотрудничавший с а. гумбольдтом, в «философии рассудка», написанной под влиянием т. рида и у. гамильтона, дал глубокий анализ памяти. позитивизм (см. позитивизм философский) начинается с конта и спенсера. кубинец энрике барона (1849-1933) считается типичным представителем социологического позитивизма, развиваемого им с натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической позиций. в бразилии ботэлью ди магальянш и мигель лемос вместе с бенжаменом констаном основали религиозный контизм, позитивистскую церковь (1881) и республиканско-революционный орден «порядок и прогресс», а также разработали политическую конституцию позитивизма. аргент. философ хосе инхениерос (1877-1925) рассматривал область непознаваемого как сферу деятельности будущей метафизики, которая, однако, должна быть построена на гипотезах, правомерных с точки зрения закономерностей логики. в период антипозитивистской реакции бразилец тобиас баррето (1833- 1889), который сам сначала был позитивистом, под влиянием канта и шопенгауэра пытался соединить механизм с телеологией. перуанец деустуа алехандро (1849 – 1945), который в своем учении выводит эстетические принципы всего существующего из творческой свободы, находился под влиянием идей краузе, вундта и бергсона. к его школе принадлежат такие видные ученые, как о. миро квесада, феноменолог фр. миро квесада и выдающийся психолог онорио дельгадо. аргентинец алехандро корн (1860-1936), следуя учению дилыпея, пытался решить проблему необходимости и свободы – при сохранении своеобразия и устойчивости обеих сторон – не как проблему спекулятивную, но практическую. учение бразильца раймундо брито де фариаса (1862 – 1917) – который, развивая спиритуализм, считал, что целью философии является не преодоление науки, а овладение ею, – имело следствием появление целой школы. уругваец карлос ваз ферейра в своем соч. «logica viva» подходит к конкретному как основе всех философских систем. мексиканец хосе васконселос в своей базирующейся на эстетике монистической интерпретации универсума защищает идею амер. духовно-космической расовой общности (raza cosmica americana). аргентинец альберто роухес (1880-1945) считал, что процесс физического становления, в котором отдельные моменты, чередуясь, сменяют друг друга и который носит преходящий характер, с одной стороны, и процесс духовного становления, представляющий собой постоянное взаимодействие отдельных моментов вечности: прошлого, настоящего и будущего, – с другой, нельзя сводить друг к другу. мексиканец антонио касо (1883-1946), на учение которого оказали влияние наряду с бутру и бергсоном также и нем. философы, в т. ч. гуссерль, внес новое в развитие мекс. философии, создав философию жизни и действия. среди современников этих мыслителей видное место занимает, бесспорно, аргентинец франциско ромеро, который, являясь блестящим знатоком современной нем. философии, развивает ее идеи, гл. о. в учении об интенциональности, ценности и трансценденции. аргентинец карлос астрада, ученик гуссерля, шелера, хайдеггера, обогащает новый свет идеей экзистенциального риска и усматривает в понятии экзистенциализма «juego» («игра»), которое образует у него собственную сферу и имеет собственное развитие, почву для метафизических спекуляций. вопросами философии права в аргентине занимался карлос косио, пытаясь связать учения таких философов, как кельзен, гуссерль, хайдеггер. среди неосхоластов видное место занимает измаэл квилес, который в рамках персонализма как цели экзистенциализма пытается обосновать философию «устойчивости» («insistencia»), стремясь перебросить, т. о., мост от томизма к хайдеггеру. мексиканец эдуарде гарсиа майнес, примыкая к кельзену и н. гартману, исследует проблему значения права и склоняется к логистическому обоснованию его формальной структуры. на философские проблемы права ориентируется также уругваец хуан ламбиас де асеведо, который под влиянием античной и в особенности нем. философской мысли развивает идею ценности как момента бытия сущего наряду с сущностью и существованием и в осознании ничтожности человека видит путь к ее преодолению.


Альфред сарашельский, русский
    (alfredus anglicus) (род. ок. 1175, гэлл – ум. 1245) – англ, схоласт. учился в париже. в своей философии объединил платоновские и аристотелевские идеи, понимая душу, с одной стороны, как нечто телесно-разумное, с другой – как энтелехию (см. энтелехия) тела (согласно аристотелю); сердце, с его точки зрения, является обиталищем души.