|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агапе
Глоссарий по философии |
(греч.) – также любовь к ближнему (лат. caritas). в отличие от эроса, т.е. страстной любви, агапе имела значение деятельной одаряющей любви. важное понятие в философии плотина (эннеады, vi, 6).
|
|
|
Агриппа неттесхеймский, русский
– см. неттесхейм.
Авсенев п, русский
Етр феофанович, впоследствии архимандрит феофан (род. 1810 – ум. 1852) – профессор киевской духовной академии (1836-1850), затем настоятель посольской церкви в риме, оказал большое влияние на гогоцкого. пытался объяснить «сверхъестественное» в его ближайшем соприкосновении с жизнью человека, т.е. в исключительных проявлениях психики (сомнамбулизм, ясновидение и т. д., то, что шуберт называл «ночной стороной»). в «записках» рассматривал место человека в ряду земных существ, степени духовного бытия, одушевление растений, животных и человека. он выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться мировая жизнь (солнечная, лунная и земная); частные ее изменения (племенные, народные, половые), индивидуальные изменения (дарования, темперамент, характер); вопросы о происхождении души, ее возрасте и смерти, о состоянии ее после смерти. под психологией он подразумевал науку, которая может «изъяснить являющееся нам устройство и жизнь души из ее чистого существа, дабы привести человека в истинное самопознание. источниками психологии служат не только наблюдение, но также умозрение и откровение. без психологического изучения философские теории будут шатки и мечтательны». рус. национальный характер он определяет следующим образом: характер русский есть характер универсальный, сношения с востоком внесли в него восточный элемент, но он «питается сочувствием к западу». можно предположить, считает он, что рус. философия будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко укоренилась в рус. духе и вошла в самое его существо. осн. произв.: «записки по психологии», 1869; «общее естествословие души».
|
|
|
|
|
|
|