Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Диалектический материализм

    , философское учение марксизма. основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. к. марксом и ф. энгельсом, а в 20 в. разрабатывались в. и. лениным. в период существования ссср догматизированный диалектический материализм был провозглашен единственной теоретической основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен на службу идеологии и политики компартии. материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.




Диалектическая теология, русский
  1. (теология кризиса) , ведущее направление в европейском протестантизме 20-30-х гг. 20 в. исходило из идей с. кьеркегора, главные представители - к. барт, э. бруннер, р. бультман, ф. гогартен и др.; в сша - р. нибур. резко противопоставив "религию" как свод предметных действий и представлений и "веру" как личную "встречу" с богом, диалектическая теология выступила против растворения религии в культуре у идеологов либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., за возвращение к первоначальным идеям реформации; подчеркивала абсолютную "несоизмеримость" бога и всего человеческого. распалась в 1930-1940-х гг.

  2. (теология кризиса) – так называлось представленное в 1921 – 1933 карлом бартом, фридрихом гогартеном, эдуардом турнейзеном, георгом мерцем, эмилем бруннером, рудольфом булътманом и др. течение в евангелической теологии, которое впоследствии приняло различные и отчасти противоположные направления. в противоположность царившему еще в начале столетия историко-психологическому самоистолкованию «религиозного» человека для этих 1 теологов был характерен активный интерес ко всему превосходящему и новому, что ограничивает и определяет человеческое самопонимание и что в библии называется богом, божьим словом, божьим откровением, царством божьим и делом божьим. обозначение «диалектический» подразумевало работу мысли при общении человека с суверенно противостоящим ему богом.


Материализм, русский
  1. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).

  2. (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).

  3. (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).


Материализм исторический, русский
    (материалистическое, или экономическое, понимание истории) – восходящая к сенсимону, базирующаяся на материализме и упорно защищаемая марксизмом философия истории, переносящая гегелевскую схему на социально-экономическую структуру и присущие ей диалектические связи. «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (маркс). энгельс рассматривает экономические условия – характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие (см. идеология). исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но гл. о. законы диалектики (см. диалектика, гегельянство). исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. смысл и цель исторического развития – счастье для всех (см. эвдемонизм).


Существования, русский
    Пищи, воды, воздуха, тепла, света и др


Диамагнетизм, русский
  1. (от греч . dia - приставка, означающая здесь расхождение, и магнетизм), свойство вещества намагничиваться во внешнем магнитном поле в направлении, противоположном направлению этого поля (диамагнитная восприимчивость ?д < 0). различают диамагнетизм прецессионный и ландау диамагнетизм. прецессионный диамагнетизм обусловлен тем, что под действием магнитного поля внутриатомные электроны приобретают добавочную угловую скорость (см. лоренца сила), благодаря чему в каждом атоме или ионе возникает добавочный магнитный момент, направленный, согласно ленца правилу, против создающего его внешнего магнитного поля. диамагнетизм присущ всем веществам, однако он маскируется парамагнетизмом и ферромагнетизмом.

  2. Свойство вещества выталкиваться из магнитного поля; вещество является диамагнитным, если в его молекулах все элек-троны спаренные, не создают собственного магнитного поля.


Диалектическая теология, русский
  1. (теология кризиса) , ведущее направление в европейском протестантизме 20-30-х гг. 20 в. исходило из идей с. кьеркегора, главные представители - к. барт, э. бруннер, р. бультман, ф. гогартен и др.; в сша - р. нибур. резко противопоставив "религию" как свод предметных действий и представлений и "веру" как личную "встречу" с богом, диалектическая теология выступила против растворения религии в культуре у идеологов либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., за возвращение к первоначальным идеям реформации; подчеркивала абсолютную "несоизмеримость" бога и всего человеческого. распалась в 1930-1940-х гг.

  2. (теология кризиса) – так называлось представленное в 1921 – 1933 карлом бартом, фридрихом гогартеном, эдуардом турнейзеном, георгом мерцем, эмилем бруннером, рудольфом булътманом и др. течение в евангелической теологии, которое впоследствии приняло различные и отчасти противоположные направления. в противоположность царившему еще в начале столетия историко-психологическому самоистолкованию «религиозного» человека для этих 1 теологов был характерен активный интерес ко всему превосходящему и новому, что ограничивает и определяет человеческое самопонимание и что в библии называется богом, божьим словом, божьим откровением, царством божьим и делом божьим. обозначение «диалектический» подразумевало работу мысли при общении человека с суверенно противостоящим ему богом.