Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Православие

  1. Православие , вера

  2. Одно из направлений христианства, сложившееся на территории византийской империи и утвердившееся в древнерусском государстве.

  3. Славянский эквивалент ортодоксии. термин впервые употребляется во ii в. одно из направлений христианст-ва, наряду с католицизмом и протестантизмом. начало склады-ваться с iv в. как официальная религия византийской империи, существует полностью самост

  4. – одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах восточной европы, ближнего востока и на балканах. сложилось как восточная ветвь христианства после разделения римской империи (395 после р. x.) и оформилось после разделения церквей (1054). основу вероучения православия составляют св. писание (библия) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика). оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии иисуса христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. церковь исполняет роль посредницы между богом и людьми. большое значение придается праздникам и постам. в православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы марии), по-иному совершаются некоторые таинства. нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. в процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: константинопольская, александрийская, антиохийская, иерусалимская, русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, элладская, албанская, польская, чехословацкая, американская. по вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. богослужение совершается на национальных языках. православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. на религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия. в отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице сергия радонежского (ок. 1312 – 1391), нила сорского (ок. 1433-1508), иосифа волоцкого (ок. 1439-1515), зиновия отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание, и мистическое озарение. в нач. 19 в. в россии возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны ф.а.голубинским, в.д. кудрявиевым-платоновым, в.и. карповым, с.с. гогоцким, п.д.юркевичем и др. при этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит филарет, в.в.болотов), софиологии (см. софия), православной антропологии (в. и. несмелое, м.м.тареев). неакадемическая линия православной философии разрабатывалась хомяковым, булгаковым, флоренским, бердяевым и др. существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как «церковное обновление», «метафизика всеединства», «новое религиозное сознание».

  5. , одно из основных и старейших направлений в христианстве. возникло с разделением в 395 римской империи на западную и восточную. богословские основы определились в византии в 9-11 вв. окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. католицизм) и православную. постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. на руси с кон. 10 в. (см. крещение руси), с 1448 русская православная церковь. в российской федерации православные составляют большую часть верующих.


Orthodoxy, английский

Вера, русский
  1. Вера, вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. веры: христианство, иудейство (моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), ислам (мусульманство, магомета

  2. Полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  3. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его по

  4. — полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

  5. 1. особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (вл. соловьев). с позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. если же «вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще». вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. основания такой веры лежат глубже знания и мышления. она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. например, применительно основ нашего бытия вера – это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек – часть всемирного целого, часть общего бытия. близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

  6. (пистис) римская (ум . ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана; одна из трех дочерей (вместе с надеждой и любовью) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.

  7. – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. в англ, языке наиболее четко различаются теоретическая вера в то, что нечто есть (belief), и религиозная вера (faith). хотя и религиозная вера и научная «вера» (предположение, гипотеза) опираются на факты, в то время как последняя со своими предпосылками, связывающими идеи и выводы, остается в пределах познаваемого (естественного) и законосообразного, религиозная вера переходит в область непознаваемого (сверхъестественного, метафизического) и распространяет свободу, которую она принимает для мира сверхъестественного, также и на природу. что о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах никакое знание невозможно, показал кант в своей критике разума: «я должен был ограничить знания (иллюзорного знания о якобы трансцендентных вещах), дабы дать место вере (в идеи и идеалы как направляющие пункты человеческих стремлений)» («критика чистого разума»). в религиозном смысле вера означает, с одной стороны, действие и поведение человека (доверчивая преданность и верность), с др. стороны, согласно христ. учению, «сверхъестественную добродетель», которая возможна благодаря милости бога. в этическом смысле вера означает то же самое, что способность доверять, своего рода моральную силу, которая предполагает душевную стойкость. вера – основа доверия. оправданием этой веры является только чувство нравственной ценности др. личности. вера всегда есть риск, т. к. это чувство может ошибаться. она по своей сути всегда «слепа», ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, – не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. кто знает, тот не может верить. слепая вера (или слепое доверие) есть в своем роде высшее испытание моральной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека к человеку.




Славянский, русский

Эквивалент, русский
  1. Товар, в котором выражается стоимость другого товара; товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость, является всеобщим эквивалентом (деньгами).

  2. (от позднелат . aequivalens - равнозначный, равноценный), предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой.

  3. (от лат. aequus равный и valeus – действенный) – предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой; эквивалентный – равнозначный; эквивалентность – равноценность. принципом эквивалентности (принципом замены) в психологии называется действующий при образовании восприятий принцип, согласно которому два «расщепленных» действия одной группы возбуждения в сознании могут заменить друг друга.


Разделения, русский

Возможность, русский
  1. Возможность , мочь , давать возможность, лишен возможности, иметь возможность, отчаяться в возможностях

  2. – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. эта тенденции может быть объяснена только как возможность. следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал г.ихгейзер (1933). позднее а. гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. после него категориальный характер этого понятия признал в. камлах. философские основы такого толкования были заложены в. дильтеем. в обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. для объяснения осознания реальности м. шелер употребляет введенное дильтеем понятие противоречия. противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. отсюда ясно отношение к понятию возможности. возможность означает ссылку на противоречия. такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. в каждой возможности присутствует вероятная невозможность. в обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. возможность и бытие возможности существуют в разных формах. познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. познание без ссылки на возможность голо. изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

  3. Условие или обстоятельство, позволяющее сделать, осуществить что-либо. воспроизводимость измерений (reproducibility of

  4. Количественный или качественный показатель потенциальной способности системы выполнять поставленную задачу, рассчитанный для типовых условий функционирования.


Our father, the lord's prayer, pater noster, английский

Ортодоксия, русский
    (от греч. orthodoxia) правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. ортодоксальной называют гл. о. церковь ближневосточных стран (напр., греч. ортодоксальная церковь). ортодоксии противостоят иноверие и ересь.