|
|
|
|
|
|
|
|
|
Боваризм
Глоссарий по психологии |
- Термин, означающий клиническое состояние, характерное потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, склонность подменять реальное воображаемым. при этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность («грезы ж
- Термин, означающий клиническое состояние, характерное потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, склонность подменять реальное воображаемым. при этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность («грезы желаний»), так и отрицательную («фантазии страхов»). предрасположенность к таким нарушениям может проявляться уже в возрасте подростковом и юношеском, прежде всего – у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов (-> интроверсия; лабильность). при значительной выраженности этого состояния есть опасность появления аутизма. название этого состояния дал жюль де готье по имени главной героини романа г. флобера «мадам бовари».
|
|
Способности, русский
- Индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида — его задатках.
- , индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.
Склонность, русский
- Склонность , любовь
- Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. ее основа – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. появлен
- Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. ее основа – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей, хотя бывают случаи несовпадения склонности и способностей.
- – врожденная или приобретенная предрасположенность, которая благоприятствует определенному чувству или желанию, иначе говоря, облегчает его возникновение; кант понимает под склонностью просто «привычную чувственную страсть»; он резко противопоставляет ей долг. шиллер видит идеал в гармонии склонности и долга. сильно выраженная склонность называется влечением, страстью.
Воображаемый, русский
Воображаемый , мнимый
Валентность, русский
- (от лат . valentia - сила), способность атома химического элемента (или атомной группы) образовывать определенное число химических связей с другими атомами (или атомными группами). вместо валентности часто пользуются более узкими понятиями, напр. степень окисления, координационное число.
- (от лат. valentia сила) – в физике число, показывающее, со сколькими атомами водорода может соединяться данный атом или замещать их. в психологии валентность есть идущее из англии обозначение для побуждающей способности.
Предрасположенность, русский
– совокупность наиболее характерных физических и духовных возможностей человека, определяющих образ его жизни, переживаний, поведения, мышления и т. п. предрасположенность врожденна, однако некоторые ее моменты после рождения получают известный простор для своего развития. если предрасположенность приводит к выдающимся успехам, то говорят о даровании. об уровне предрасположенности можно судить лишь по ее проявлению. воспитание и среда не могут ее изменять, но они могут тормозить или содействовать ее развитию. в психологии под предрасположенностью понимают совокупность возможностей определенным образом реагировать на воздействие среды. эта способность передается по наследству.
Проявляться, русский
Проявляться , обнаруживаться, являться
Эмоционально, русский
Волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием
Интроверсия, русский
- 1. обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. одна из базовых черт личностных. противоположное понятие – экстраверсия. 2. согласно з. фрейду – постоянное и
- 1. обращенность сознания к самому себе, поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к окружающему. одна из базовых черт личностных. противоположное понятие – экстраверсия. 2. согласно з. фрейду – постоянное и необходимое условие всякого заболевания психоневрозом; у него термин применяется в нескольких различных значениях:
Лабильность, русский
- Скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
- Максимальное число импульсов, кое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. в психофизиологии дифференциальной лабильность – одно из основных свойств системы нервной, характеризующее скорость возникновения
- — скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
- Максимальное число импульсов, кое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. в психофизиологии дифференциальной лабильность – одно из основных свойств системы нервной, характеризующее скорость возникновения и прекращения процессов нервных.
- (от лат . labilis - скользящий, неустойчивый), 1) функциональная подвижность нервной и мышечной ткани, характеризующаяся наибольшей частотой, с которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений. наиболее высокая лабильность у толстых нервных волокон, которые могут пропускать до 500-600 импульсов в 1 с. 2) подвижность, неустойчивость психики, физиологического состояния, температуры тела и др.
- (от labilis — скользящий, неустойчивый) (физиол.)
|
Бюрократизм, русский
- В психологическом аспекте – явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. аппарат управления, превращаясь в сплоченную элит
- В психологическом аспекте – явление, возникающее в условиях внеэкономических связей между обезличенным аппаратом управления и социальным объектом, исключающее воздействие на этот аппарат со стороны народа. аппарат управления, превращаясь в сплоченную элиту, противодействует любым социальным изменениям либо стремится адаптироваться к ним, сохраняя имеющиеся рычаги власти. может проявляться на любом уровне функционирования общественного устройства: на уровне организаций, первичных подразделений. его важнейшие черты – жесткая регламентация поведения и способов передачи информации на всех уровнях управления и исполнения, авторитарность сознания, конформизм. бюрократизм требует от личности непререкаемого принятия существующего порядка вещей, отсутствия собственных позиций, некритического следования предписанному образцу, сохранения «психологической дистанции» между руководящей элитой и подчиненными. социально-психологически он проявляется также в сопротивлении инновациям, личной инициативе, творческому поиску, в культивировании некомпетентности и карьеризма. бюрократизм может преодолеваться путем демократизации, подотчетностью аппарата управления выборным органам, включением этого аппарата в систему экономических отношений, непосредственным участием народа в выработке и принятии управленческих решений.
Блоки мозга, русский
- Структурно-функциональная модель мозговой локализации функций, психических высших человека, разработанная а. р. лурией. каждая функция психическая высшая выполняется за счет работы трех мозговых блоков. первый блок — блок регуляции уровня общей и избирате
- Структурно-функциональная модель мозговой локализации функций, психических высших человека, разработанная а. р. лурией. каждая функция психическая высшая выполняется за счет работы трех мозговых блоков. первый блок — блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга головного – образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. второй блок — блок приема, переработки и хранения модально-специфической информации – образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием функции психической, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами, – образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.
|
|
|
|
|
|
|