Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Сменовеховство

Глоссарий по истории политических и правовых учений
  1. Общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом, эмигрантской) в 20-е гг. xx в.

  2. , общественно-политическое течение в среде русской интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20-х гг. 20 в. возникло с введением новой экономической политики. идеологи сменовеховства (н. в. устрялов и др.) надеялись на возврат к капитализму, перерождение советской власти, призывали интеллигенцию к объединению с новой буржуазией и сотрудничеству с советской властью. печатный орган - журнал "смена вех" (париж, 1921-22).




Перерождение, русский
    Перерождение , перемена


Капитализм, русский
  1. Уклад жизни или общественный строй с высо-ким уровнем производства, гражданским обществом, развитым рынком и частной формой присвоения общественного продукта, прибыли.

  2. , тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. в различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда. капитализм возник в городах италии (торговля) и нидерландах (мануфактура) в 14-15 вв., и утвердился в европе с 16 в. в процессе т. н. первоначального накопления капитала. в результате промышленного переворота было создано крупное машинное производство. в условиях капитализма механизм рыночной конкуренции побуждает предпринимателя для получения прибыли: постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство. это способствует динамичному развитию производительных сил, науки и техники. в кон. 19 - нач. 20 вв. в развитых странах запада возникают крупные промышленные и банковские корпорации, важную роль приобретает финансовый капитал, рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования экономики. складывается устойчивая социальная структура, в которой наряду с крупными собственниками и работниками наемного труда значительное место занимает средний класс собственников. современные формы капитализма включают: краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носящие индикативный, рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационнная политика). постепенно утвердившаяся во многих странах социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во 2-й пол. 20 в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения. с ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением транснациональных корпораций получают развитие региональная и мировая экономическая интерграция, межгосударственное регулирование экономики. это нашло отражение в возникновении специальных организаций: организации экономического сотрудничества и развития, международного валютного фонда, международного банка реконструкции и развития, европейских сообществ и др.


Софисты, русский
  1. Древнегреческие учителя наук, философы-просветители.

  2. (от греч. sophistes – мастер, художник) – так первоначально, в классической греции, назывались мыслители и мудрецы, позднее – учителя красноречия; благодаря их стремлению добиваться в споре победы любой ценой они превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика, софистический в отрицательном смысле слова). со времен сократа софисты имели дурную славу, пока наконец во времена гегеля и ницше не заслужили лучшей репутации в результате выяснения их значения для практической педагогики; см. греческая философия. главные представители старой софистики – протагор, горгий, гиппий, продик. т. н. «новая софистика» оформилась во 2 в. ее представителями были: герод аттик – учитель императора марка аврелия, оратор элий аристид, странствующий проповедник дион из прузы и биограф софистов флавий филострат. они были воплощением идеала образованности у римлян времен империи – и именно общей образованности, основанной на знании классиков прошлого. новые софисты, и в первую очередь риторы (см. риторика), добились возрождения истинного аттического языка с сильным уклоном в сторону философии.

  3. (от греч . sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в др. греции люди, сведущие в какой-нибудь области:1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 - 1-й пол. 4 вв. до н. э. (протагор, горгий, гиппий, продик, антифонт, критий и др.). для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). с критикой софистов выступили сократ и платон.2) профессиональные ораторы 2-5 вв. н. э., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.


Славянофильство, русский
  1. Одно из направлений русской общественной мысли середины xix в., выступающее за отличный от запада путь развития россии на основе ее самобытности, патриархальности, православия.

  2. – идейное движение в россии. возникло в 30-х годах 19 в. и возглавлялось и. в. киреевским, братьями константином (1817-1860) и иваном (1823-1886) аксаковыми и алексеем хомяковым. ссылаясь на историю философии гегеля и интерес гердера к слав, народам, они старались определить миссию, предназначение слав, миро- и жизнепонимания (см. европейская философия), но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодрксальному христианству.