Глоссарий





Новости переводов

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Иррационализм

Глоссарий по истории политических и правовых учений
  1. Идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».

  2. – учение, внутренне близкое агностицизму, – определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше. шеллинг называет иррациональным непостижимый в вещах базис реальности, то, что, не поддаваясь решению с помощью величайших усилий рассудка, тем не менее вечно остается в основе. из этого внерассудочного родился рассудок в собственном смысле.

  3. , обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. противоположен рационализму.




Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Возможность, русский
  1. Возможность , мочь , давать возможность, лишен возможности, иметь возможность, отчаяться в возможностях

  2. – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. эта тенденции может быть объяснена только как возможность. следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал г.ихгейзер (1933). позднее а. гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. после него категориальный характер этого понятия признал в. камлах. философские основы такого толкования были заложены в. дильтеем. в обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. для объяснения осознания реальности м. шелер употребляет введенное дильтеем понятие противоречия. противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. отсюда ясно отношение к понятию возможности. возможность означает ссылку на противоречия. такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. в каждой возможности присутствует вероятная невозможность. в обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. возможность и бытие возможности существуют в разных формах. познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. познание без ссылки на возможность голо. изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

  3. Условие или обстоятельство, позволяющее сделать, осуществить что-либо. воспроизводимость измерений (reproducibility of

  4. Количественный или качественный показатель потенциальной способности системы выполнять поставленную задачу, рассчитанный для типовых условий функционирования.


Воображение, русский
  1. Воображение, фантазия. ср. мысль. , игра воображения

  2. Это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.

  3. Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. часть сознания личности, один из проце

  4. — это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.

  5. Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. в воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. воображение выражается:

  6. (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

  7. – 1) представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение (см. также фикция); равным, образом деятельность, порождающая такое представление или предположение. воображение, как состояние или процесс в нервной системе человека, может оказывать на организм глубокое влияние – сделать человека больным («мнимый больной») или, наоборот, здоровым. с точки зрения психологии акты воображения относятся к области преднаходимого; 2) воображение как признак собственной переоценки и высокомерия: «воображающий о себе человек». сила воображения – см. фантазия.

  8. Психический процесс формирования новых образов и идей на основе данных прошлого опыта

  9. Проявление творчества в мышлении, кото- рое всегда в нем присутствует, но в процессе воображения домини- рует и позволяет на основе восприятий, памяти, представлений и понятий создавать новые, ранее неизвестные образы и понятия. если восприятия создают образы настоящего, память – прошлого, то воображение – образы будущего. специфические формы воображе- ния – фантазия и мечта. [92].


Бессознательное, русский
  1. 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. бессознательным оказывается все то, что н

  2. Психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

  3. , совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. в ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. в иррационалистической "философии бессознательного" э. гартмана - универсальная основа бытия. одно из центральных понятий в психоанализе з. фрейда и других течениях глубинной психологии; в "аналитической психологии" к. г. юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.

  4. 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. в бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

  5. – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. с точки зрения декарта и развивавшихся под его влиянием философских и психологических теорий периода «послекартезианских столетий», сознание является единственной формой духовной жизни. философию бессознательного создал э. гартман. новая же психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного». абсолютно бессознательным является макрокосмическое (см. макрокосмос, микрокосмос). бессознательное же в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего я не является бессознательным для субъекта, включающего это я, которого можно назвать также «душой» (или, согласно психологическому учению о слоях – см. учение о слоях, оно); см. также коллективное сознание. как я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного. и действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности: 1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим; 2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса; 3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно. для современной глубинной психологии (см. глубинная психология) и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания (как это имеет место, напр., у фрейда и его школы – см. фрейдизм), а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям осн. мотивов и первоформ, архетипов переживаний. согласно к.г.юнгу, бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности, которое не должно затрагиваться разумом.

  6. Совокупность психических процессов и состояния вне сознания субъекта


Непостижимый, русский
    Непостижимый , неясный, чудный


Обозначение, русский
    Повсеместно используемый в чертежах графический элемент. обозначения вставляются в чертежи в виде блоков


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Возможности, русский

Иррациональное, русский
    (от лат . irrationalis - неразумный), находящееся за пределами разума, алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему. противоположность иррациональному - рациональное.


Волюнтаризм, русский
  1. Воля) термин впервые введен ф. теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в философии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. противостоит интеллектуализму (или рационализму).

  2. Течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определ

  3. 1) политика, осуществляемая в зависимости от произвольных решений политических лидеров, не считающаяся с объективными условиями общественной жизни; 2) философская концепция, возводящая волю личности в решающий фактор развития мира.

  4. Течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

  5. (от лат . voluntas - воля; термин введен ф. теннисом в 1883),...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. волюнтаризм характерен для философии августина, иоанна дунса скота и др. как самостоятельное направление впервые оформилось у шопенгауэра....2) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

  6. (от лат. voluntas воля) – одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. интеллектуализм), а волю. термин «волюнтаризм» идет от тенниса (1883). классическим представителем философии волюнтаризма является шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, иоанна дунса скота («voluntas est superior intellectu» – «воля стоит над мышлением») и др. кант учил о примате практического разума; фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно э. гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; ницше видел во всем живущем волю к власти.


Созерцание, русский
  1. Созерцание , взгляд

  2. – прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. в философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также эйдетика); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. в др. группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; б) созерцание в духе платона, т.е. внутренний пропесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, бога – интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма. см. также интуиция, сущности созерцание.

  3. , в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. в истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.


Интуитивизм, русский
    , течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни - а. бергсона и др., попытка соединить их - для н. о. лосского, с. л. франка, е. н. трубецкого, французского неотомизма, отчасти - феноменологии.


Историзм, русский
  1. Принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени.

  2. (от лат. historia – история) – историческое сознание, т.е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим, даже духовное бытие. в новое время было признано значение историзма для исследования истины, а в настоящее время он вновь стал предметом философского обсуждения благодаря кьёркегору, ницше, зиммелю, эйкену, а прежде всего – дильтею и философам-экзистенциалистам (см. историчность), историзмом в дурном смысле является отступление перед настоящим в прошлое, благодаря чему утрачивается истинная ценность данных фактов и их значение становится относительным. на эту форму историзма особенно нападали эрнст трёльч и генрих риккерт. «там, где действительность должна постигаться в ее индивидуальности и особенности, там просто логически бессмысленно подводить ее под всеобщие понятия или выставлять исторические законы, которые, как мы знаем, в качестве законов необходимо являются всеобщими понятиями... дело не в том, что более или менее трудно найти законы истории, а просто понятие «исторического закона» содержит contradictio in adjekto, т.е. историческая наука и законооткрывающая наука взаимно исключают друг друга» (рус. пер.: риккерт, границы естественно-научного образования понятий, 1903). историческая школа – это направление, основанное на историческом понимании процессов, на их самом детальном исследовании.

  3. , принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. истоки историзма - в учениях гераклита, платона, аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали дж. вико, вольтер, г. ф. в. гегель, к. маркс; в естествознании - ч. лайель и ч. дарвин. с кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике в. дильтеем, б. кроче, г. риккертом, к. ясперсом, к. поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. в современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.


Инквизиция, русский
  1. Трибунал католической церкви, созданный в xiii веке для борьбы с ересью. характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных.

  2. (от лат . inquisitio - розыск), в католической церкви в 13-19 вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. в основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). сложился т. н. инквизиционный процесс с особой системой доказательств, с совмещением судьи и следователя в одном лице. широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. в 16-17 вв. одно из основных орудий контрреформации. особенно свирепствовала инквизиция в испании.