Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Дхарма

Глоссарий по истории политических и правовых учений
  1. В древней индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна.

  2. (санскр .), 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) в буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.

  3. (санскр., пали – дхарма, ведущий принцип) – в инд. философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство; в учении буддизма – элементы бытия, из которых слагается все сущее.




Установление, русский
    , в российской империи:..1) постановление, закон;..2) учреждение или заведение (напр., кредитные установления).


Добродетель, русский
    – постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. согласно аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. для эпикура добродетель – верное понимание условий истинной радости. меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием. систему добродетелей разработал гейлинкс. по определению канта, «добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». для гёте добродетель – «истинно подходящее в каждом положении». в согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера, надежда, любовь (см. также шлейермахер, этика).


Евразийство, русский
  1. Научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве евразии (н. трубецкой, п. савицкий, г. флоровский, м. шахматов, г. вернадский и др.).

  2. , идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. началом движения стал выход сборника "исход к востоку" (софия, 1921) молодых философов и публицистов н. с. трубецкого, п. н. савицкого, г. в. флоровского и п. п. сувчинского. историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (н. я. данилевский, н. н. страхов, к. н. леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы россии и запада и трактовала россию как "евразию", особый срединный материк между азией и европой и особый тип культуры. на 1-м этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (сувчинский, л. п. карсавин, п. с. арапов, т. п. святополк-мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры государственного политического управления (н. н. ланговой, с. я. эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов на грани 20-30-х гг. евразийство пошло на убыль.


Догматизм в политике, русский
    Антиисторический, метафизический, схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени.