|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трансцендентный
Глоссарий синонимов |
- Трансцендентный , духовный, отвлеченный
- (от лат. transcendere – переступать) – «перелетающий» (кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. противоположность – имманентный. см. трансценденция.
- , запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в неоплатонизме); в теологических учениях - синоним потусторонности бога. в философии канта - выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (напр., идея бога, души, бессмертия).
- Непознаваемый, выходящий за пределы опытного познания.
|
Духовный, русский
- Духовный, богословский, религиозный, церковный, отвлеченный, абстрактный, умозрительный, умственный, мысленный, академический, теоретический, метафизический, трансцендентный, беспредметный, невещественный, бесплотный, бестелесный, платонический, душевный,
- , -ая, -ое полтoса
|
Отвлеченный, русский
Отвлеченный, абстрактный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический, метафизический, трансцендентный (трансцендентальный). прот. конкретный (ср. настоящий). ср. духовный. , духовный
Transcendere, латинский
Переступать, русский
Противоположность, русский
- Противоположность , в противоположность
- – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).
Имманентный, русский
- (лат.) – пребывающий внутри; у канта – противоположный трансцендентному; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. имманентным является, напр., метод, который определяется самим предметом исследования, критика, которая обсуждает идею или систему идей, исходя из ее собственных предпосылок. в теории познания имманентный означает: остающийся внутри границ возможного опыта (кант).
- (от лат . immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. противоположность имманентному - трансцендентный.
Трансценденция, русский
(от лат. transcendere – переступать) – в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). в метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (кант); см. трансцендентальный. николай гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. познание. особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. у хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. заброшенность). по сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. в собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т.е. «самого май», к самобытию, т.е. к самости, настоящее становится свободным. ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.
Характеристика, русский
- ,..1) описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-либо или кого-либо...2) отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-либо.
- , целая часть десятичного логарифма. напр., lg 300 = 2,4771, где 2 есть характеристика для lg 300; lg 0,3 = ,4771, где = -1 есть характеристика для lg 0,3.
- Качественный параметр для определения ценности бриллианта
- Отличительное свойство.
- Отличительное свойство. характеристика градуировочная (calibration characteristic) – зависимость между значениями величин на входе и выходе средства измерений, полученная экспериментально.
- Отличительное свойство (исо 9000, п. 3.5.1).
- Официальный документ, в котором содержится оценка деловых и личных качеств человека.
Непознаваемый, русский
|
Трапезничать, русский
Трапезничать , есть
Трансцендентальный, русский
- Трансцендентальный , отвлеченный
- (от лат. transcendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. сущее – вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, – нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. коперниковский поворот). трансцендентальную философию кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. неокантианец баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. в настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.
- (от лат . transcendens, род. п. transcendentis - выходящий за пределы),..1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)...2) в философии канта - априорные (см. априори) формы познания, организующие опытные данные.
- Максимально обобщенный, изначально присущий разуму, но не приобретенный.
|
|
|
|
|
|
|