Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Трансцендентный

Глоссарий синонимов
  1. Трансцендентный , духовный, отвлеченный

  2. (от лат. transcendere – переступать) – «перелетающий» (кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. противоположность – имманентный. см. трансценденция.

  3. , запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного. одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в неоплатонизме); в теологических учениях - синоним потусторонности бога. в философии канта - выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (напр., идея бога, души, бессмертия).

  4. Непознаваемый, выходящий за пределы опытного познания.


Духовный, русский
  1. Духовный, богословский, религиозный, церковный, отвлеченный, абстрактный, умозрительный, умственный, мысленный, академический, теоретический, метафизический, трансцендентный, беспредметный, невещественный, бесплотный, бестелесный, платонический, душевный,

  2. , -ая, -ое полтoса




Отвлеченный, русский
    Отвлеченный, абстрактный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический, метафизический, трансцендентный (трансцендентальный). прот. конкретный (ср. настоящий). ср. духовный. , духовный


Transcendere, латинский

Переступать, русский

Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Имманентный, русский
  1. (лат.) – пребывающий внутри; у канта – противоположный трансцендентному; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. имманентным является, напр., метод, который определяется самим предметом исследования, критика, которая обсуждает идею или систему идей, исходя из ее собственных предпосылок. в теории познания имманентный означает: остающийся внутри границ возможного опыта (кант).

  2. (от лат . immanens - пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. противоположность имманентному - трансцендентный.


Трансценденция, русский
    (от лат. transcendere – переступать) – в самом широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потустороннего (трансцендентного). в метафизическом понимании трансценденция – переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, лежащую по ту сторону его. основоположения, применение которых вполне удерживается в границах возможного опыта, мы будем называть имманентными, а те основоположения, которые должны переходить за эти границы, мы будем называть трансцендентными (кант); см. трансцендентальный. николай гартман говорил о необходимой трансценденции, обусловленной, в частности, дуализмом познавательного акта: в познании всегда противостоят друг другу познанное и познаваемое. противоположность между ними не может быть снята и имеет характер обоюдной изначальной разделенности или трансценденции. он выделяет 4 слоя трансцендентности: познанное (objectum), подлежащее познанию (objiciendum), непознанное (трансобъективное) и непознаваемое (иррациональное или трансинтеллигибельное); см. познание. особый смысл имеет понятие трансценденции в философии экзистенциализма. у хайдеггера трансценденция есть вызванный страхом переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции, но она ни в коем случае не есть выход из трагической безвыходности самого человеческого существования (см. заброшенность). по сартру, человек трансцендентен, ибо он выходит за рамки любого возможного опыта, который им может быть приобретен; но человек является также и трансценденцией, ибо обладает способностью к трансценденции: человек трансцендирует любую вещь, как только превращает ее в «свой» предмет, делает ее объектом своего обсуждения (напр., придавая ей в это время какое-нибудь значение), своего познания, своей деятельности. в собственном смысле трансценденция фигурирует и в христ. экзистенциализме, и у ясперса, который требует, чтобы личность своей неустанной деятельностью возвышала настоящее до масштаба трансценденции, т. к. благодаря переходу от чистого бытия мира, т.е. «самого май», к самобытию, т.е. к самости, настоящее становится свободным. ясперс выделяет три ступени трансценденции: 1) трансцендирование от того, что может мыслиться, к тому, чего нельзя мыслить; 2) происходящее в результате этого прояснение экзистанциального отношения к трансценденции; 3) чтение шифрованного текста (см. шифр), делающее возможным высшую степень экзистенциального прояснения.


Характеристика, русский
  1. ,..1) описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-либо или кого-либо...2) отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-либо.

  2. , целая часть десятичного логарифма. напр., lg 300 = 2,4771, где 2 есть характеристика для lg 300; lg 0,3 = ,4771, где = -1 есть характеристика для lg 0,3.

  3. Качественный параметр для определения ценности бриллианта

  4. Отличительное свойство.

  5. Отличительное свойство. характеристика градуировочная (calibration characteristic) – зависимость между значениями величин на входе и выходе средства измерений, полученная экспериментально.

  6. Отличительное свойство (исо 9000, п. 3.5.1).

  7. Официальный документ, в котором содержится оценка деловых и личных качеств человека.


Непознаваемый, русский

Трапезничать, русский
    Трапезничать , есть


Трансцендентальный, русский
  1. Трансцендентальный , отвлеченный

  2. (от лат. transcendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. сущее – вещь в себе; при отрицании деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, – нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание (см. коперниковский поворот). трансцендентальную философию кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума. неокантианец баух дает более современную формулировку понятию трансцендентального: следовательно, вместо какой-то таинственной вещи или сущности, которые не должны иметь никакого отношения к опыту, понятие трансцендентального обозначает прежде всего проблему теории познания, затем саму теорию и, наконец, ее метод. в настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта.

  3. (от лат . transcendens, род. п. transcendentis - выходящий за пределы),..1) в схоластике - предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое)...2) в философии канта - априорные (см. априори) формы познания, организующие опытные данные.

  4. Максимально обобщенный, изначально присущий разуму, но не приобретенный.