|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зрелище
|
Зрелище, представление, спектакль, игры, лицедейство. драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, фарс, водевиль, пьеса, пантомима.
|
Демонстрация, русский
- Демонстрация , производить демонстрацию
- Петкoдчoм
- (от лат . demonstratio - показывание), 1) шествие и другие формы массового выражения общественных настроений. 2) наглядный способ ознакомления с каким-либо явлением, предметом. 3) (перен.) проявление, свидетельство чего-либо. 4) действия, подчеркнуто выражающие протест, неприязнь и т. п.
- (от лат. demonstratio – указание) – доказательство; в 18 в., напр. у вольфа и канта, этот термин обозначал доказательство какого-либо тезиса посредством строго научных понятий; в настоящее время – то же самое, что наглядная иллюстрация процесса, предмета (напр., путем эксперимента); в политическом смысле – общественные (массовые) манифестации. см. также ad ocu/05.
- Прием психологического воздействия в психологической операции, рассматриваемый как показ потенциальных возможностей субъекта воздействия к разрешению ситуации силовым путем с целью склонить объект (группу объектов) воздействия к капитуляции до применения реальных санкций.
Вид, русский
- Основная систематическая единица в ботанике; совокупность сходных по своему строению особей, родственных по происхождению и комплексу наследственных признаков.
- Вид, видимость, внешность, наружность, поверхность, лицо, личина, лик, облик, обличие, образ, очертание, тип, подобие, фасон, фигура (конфигурация), форма, характер, покрой; картина, пейзаж, ландшафт, перспектива; выражение, оттенок; лоск, мишура. лоск об
- Валовый национальный доход
- , в биологии - основная структурная и классификационная (таксономическая) единица в системе живых организмов; совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков, населяющих определенный ареал, обособленных от других нескрещиваемостью в природных условиях. в систематике животных и растений вид обозначается в соответствии с бинарной номенклатурой.
- (аспект) , в лингвистике - грамматическая категория глагола, обозначающая характер протекания действия в его отношении к результату, длительности, повторяемости и т. п. по составу противопоставляемых значений различна в разных языках. в русском языке, напр., противопоставляются два вида - совершенный и несовершенный.
- (письменный вид) , в россии 19 - нач. 20 вв. всякого рода свидетельство: о рождении, происхождении, поведении и т. п. см. вид на жительство.
- (лат. species) – в логическом смысле понятие, которое образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с др. видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие – понятие рода (лат. genus; см. род). в свою очередь понятие вида может стать по отношению к подчиненным понятиям также понятием рода. в биологии понятие вида – это общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых, остающиеся относительно неизменными, совпадают. вплоть до 19 в. биологические виды считались неизменными; начиная с дарвина, получило развитие учение о постепенном изменении также и видов (см. видовая душа).
- Графическое представление двумерного чертежа или трехмерной модели из заданного места (точки зрения) в пространстве. см. также точка зрения и видовой экран. (3dорбита, тзрения, двид, вид)
- Таксономическая категория в систематике микроорганизмов.
- Это совокупность особей, имеющих общее происхождение, близких между собой по генетическим, морфологическим и физиологическим признакам, приспособленных к определенной среде обитания, обладающих сходным обменом веществ и характером межвидовых отношений.
Представление, русский
- Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба
- Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн
- Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.
- Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.
- – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.
- , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
- Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.
- Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.
Spectaculum, i, n, латинский
Ludus, i, m, латинский
Facies, ei, f (decōra), латинский
Воззрение, русский
Воззрение, мировоззрение, взгляд, мнение, понимание, принцип; образ мыслей, представление, точка зрения. ср. мнение. , мнение, учение
Песнь, русский
Песнь, песня, песнопение, гимн, псалом, ода, рапсодия, романс, кантата, ноктюрн, серенада, ария, каватина; опера, оперетта. ср. пение. , лебединая песнь, слагать хвалебную песнь
Обман, русский
- Обман, надувательство, мошенничество, подделка, подлог, лукавство, хитрость, мистификация, фальшь; выдумка, вымысел, ложь, притворство, иллюзия, отвод глаз; комедия (кукольная). ошибка в фальшь не ставится (поговорка). ср. выдумка. , дать себя в обман, да
- – в психологии обман чувств.
Шутка, русский
- Шутка, забава, потеха, дурачество, ребячество, юмор, фарс, водевиль. в шутку, шутя (прот. кроме шуток, серьезно). , безделица, забава, игра, насмешка , без шуток, в шутку, кроме шуток, не на шутку, отыгрываться шутками, сыграть шутку
- – комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех, отмечающий одновременно и различие и связи. обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его изображать. при этом шутка большей частью скользит по поверхности и не охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору.
Случай, русский
- Случай, быль, приключение, происшествие, дело, история, обстоятельство, событие, встреча, инцидент, прецедент, казус, карамболь, оказия, пассаж, факт, эпизод, авантюра, похождение, драма, сцена, трагедия. неожиданный случай -- случайность; неприятный случ
- 1. происшедшее, случившееся; 2. случайность; 3. подходящее время, обстоятельство.
- (от греч. tyche) – наступление непредвиденного, непредполагаемого события и особенно его не предусмотренное заранее совпадение с др. событиями. то, что часто изображается как случай, вообще говоря, есть цепь непознанных или недостаточно хорошо познанных причин и следствий. но т. к. каждое живое существо, наделенное сознанием, в принципе обладает возможностью вмешиваться в причинную связь и изменять или управлять событиями в соответствии с целью (см. целесообразность) и поскольку намерения др. человека в принципе являются непознаваемыми (животные же о них всегда молчат), то результаты целеполагающей спонтанности другого действуют на человека как случаи, которые порождены им, хотя мыслима и такая позиция, с точки зрения которой не имеется никаких случайностей.
- , в гражданском праве обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства. случай освобождает должника от имущественной ответственности.
- В эпидемиологии представитель населения или исследуемой группы, выявленный как имеющий определенное заболевание, расстройство здоровья или изучаемое состояние. для выявления случаев могут быть использованы разнообразные критерии, например, индивидуальные диагнозы, поставленные врачом, регистры и извещения, выписки из врачебных записей, результаты обследования или скрининга населения, описания дефектов, как, например, в практике стоматологии. эпидемиологическое определение случая не обязательно совпадает с обычным клиническим определением.
Игры, русский
Игры , зрелище
Искусство, русский
- Искусство, художество. изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика; поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство и проч. , занятие, знание, фокус
- – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произв. – произв. искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы (понятийная пара: искусственный – естественный), с другой – от произв. науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (шиллер), стремлении к подражанию (аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (нем. идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. различают разные виды искусства в соответствии с различными намерениями художника: архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка и мимическое искусство (драматическое искусство, танец). по гёте, высочайшие произв. искусства являются продуктом деятельности человека-творца как величайшего создания природы; тем самым истинное искусство требует целиком всего человека. ср. искусства философия, искусства социология. литература – см. эстетика.
- , 1) художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. в истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п...2) в узком смысле - изобразительное искусство...3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
- Творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. будучи одной из форм общественного сознания, искусство имеет свои особенности. как и наука, оно способно отражать действительность. но в произведениях искусства не просто отражаются те или иные общественные или естественные явления, но и выявляется их эсте- тическое значение, их роль в жизни человека, выражается отноше- ние к ним художника, утверждается эстетический идеал. [126]. 52
Пантомима, русский
- Пантомима , зрелище
- (от греч . pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.
Игра, русский
- Игра, забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. ср. шалость. , забава, шалость , игры
- Активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. для человека – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способ
- Активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. для человека – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. играми называются и некоторые формы жизнедеятельности животных. появление игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества молодыми животными. впервые немецкий ученый к. гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у коих поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и коим требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. в той же степени и детская игра, возникающая в ходе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. в индивидуальном развитии ребенка игра становится деятельностью ведущей в возрасте дошкольном; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. в игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. у детей возраста дошкольного игра – ведущий тип деятельности. игры изучаются в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике (-> игра деловая) и других науках. отличительные признаки развертывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. в структуру игры детей входят:
- – непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе. игра отличается как от труда, так и от чисто инстинктивных действии. она относится к определенной стадии развития высших существ: млекопитающих и человека. существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. наибольшей известностью пользуется теория к. гросса, согласно которой игра представляет собой непреднамеренное самообучение (функциональное упражнение) организма, особенно необходимое для человека в раннем возрасте. игра детей проходит различные типические ступени, исследование которых в детской психологии разъяснило многое из психической жизни ребенка. но даже в преклонном возрасте игра является источником постоянной радости и способствует поддержанию в человеке хорошего самочувствия. игры большей частью основываются на народных и местных обычаях и традициях; они применяются также с педагогическими целями для физического и умственного развития человека. воспитательное значение игр было признано уже древними философами, позже он получило дальнейшее развитие в трудах руссо, пестолоцци и фребеля. «человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет» (шиллер). «человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает» (сартр).
- , вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. в истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. свойственна также высшим животным.
- Особый визуальный эффект, появляющийся при прохождении и разложении белого света на спектральные составляющие через бриллиант.
Спектакль, русский
Спектакль , зрелище
Сочинение, русский
- Сочинение, творение, компиляция, композиция, пьеса, статья, фельетон. ср. книга, выдумка. , выдумка, книга
- (паратаксис) , в лингвистике - синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. основные разновидности сочинительной связи - соединительная, противительная, разделительная.
Водевиль, русский
- Водевиль , зрелище, шутка
- (франц . vaudeville, от vau de vire - долина р. вир в нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры), 1) вид "комедии положений" с песнями-куплетами, романсами и танцами. возник во франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. расцвет русского водевиля - 1820 - 40-е гг. (а. а. шаховской, д. т. ленский, п. а. каратыгин, ф. а. кони, н. а. некрасов и др.). классики жанра - э. скриб, э. м. лабиш. 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
Драма, русский
- Драма , зрелище, случай
- (греч . drama, букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. главные представители: эсхил, софокл, еврипид, калидаса, у. шекспир, кальдерон де ла барка, п. корнель, ж. расин, мольер, ф. шиллер, г. ибсен, д. б. шоу, ю. о`нил, б. брехт; в россии - а. с. грибоедов, н. в. гоголь, а. н. островский, а. п. чехов, м. горький, а. в. вампилов и др. 2) один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи просвещения (д. дидро, г. э. лессинг). изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("бесприданница" а. островского, "на дне" м. горького). трагическое начало присуще исторической драме.
- Мера веса, равная 1 1/2 золотника, т. е. около 6,39 г.
Комедия, русский
- Комедия , зрелище, обман , ломать комедию
- (от греч . komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. по принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге ("комедия ошибок" у. шекспира); характеров или нравов - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств ("тартюф" мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы б. шоу). по характеру комического различают комедии: сатирические ("резизор" н. в. гоголя), юмористические ("турандот" к. гоцци), трагикомедии. главные представители: аристофан, у. шекспир, лопе де вега, мольер, п. бомарше, к. гольдони, б. шоу, б. брехт; в россии - а. с. грибоедов, н. в. гоголь, а. в. сухово-кобылин, а. н. островский, а. п. чехов, в. в. маяковский.
Лицедейство, русский
Лицедейство , зрелище, искусство
Опера, русский
- Опера , зрелище, песнь , из другой оперы
- Погас свет в зрительном зале. к дирижерскому пульту прошел дирижер. взмах дирижерской палочки и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, бале
- (итал . opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. возникла в италии на рубеже 16 и 17 вв. в ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой - итальянская опера-сериа (серьезная), опера-буффа (комическая), французская большая опера, опера-комик, лирическая опера, немецкая и австрийская зингшпиль, английская балладная опера. первые русские оперы появились во 2-й пол. 18 в. классические произведения оперного жанра в россии возникли в 19 в., тогда же национальные оперы были созданы на украине, в нач. 20 в. - в азербайджане, армении, грузии.среди композиторов - авторов наиболее значительных опер: к. монтеверди, а. скарлатти, г. перселл, ж. б. люлли, ж. ф. рамо, к. в. глюк, в. а. моцарт, л. керубини, ж. ф. лесюэр, л. бетховен, дж. россини, в. беллини, г. доницетти, дж. верди, ф. обер, дж. мейербер, ф. галеви, а. буальдье, к. м. вебер, р. вагнер, ш. гуно, ж. массне, ж. бизе, с. монюшко, б. сметана, а. дворжак, л. яначек, п. масканьи, р. леонкавалло, дж. пуччини, к. дебюсси, р. штраус, а. шенберг, а. берг, ф. бузони, и. ф. стравинский, п. хиндемит, дж. гершвин, б. бриттен, дж. к. менотти; м. и. глинка, а. с. даргомыжский, а. г. рубинштейн, а. н. серов, м. п. мусоргский, а. п. бородин, п. и. чайковский, н. а. римский-корсаков, с. с. прокофьев, д. д. шостакович, т. н. хренников, р. к. щедрин, а. п. петров. см. также рок-опера.
Оперетта, русский
- Оперетта , зрелище, песнь
- Оперетта итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. становление оперетты связано с францией второй половины 50-х годов прошлого века. оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах кр
- (итал . operetta, букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. оперетта сложилась в париже к сер. 19 в. для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. в кон. 19 - нач. 20 вв. ведущее положение занимает венская оперетта. свои школы оперетты сложились и в других странах. среди мастеров оперетты: композиторы ж. оффенбах, ш. лекок, ф. зуппе, и. штраус-сын, ф. легар, р. планкет, и. кальман; н. м. стрельников, б. а. александров, и. о. дунаевский, г. с. милютин, д. д. шостакович, т. н. хренников.
Трагедия, русский
- Трагедия , зрелище, случай
- (от греч . tragodia, букв. - козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. классикой жанра стала трагедия др. греции (эсхил, софокл, еврипид), возрождения и барокко (у. шекспир, п. кальдерон), классицизма (п. корнель, ж. расин). начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: "мещанская трагедия" (ф. шиллер), трагическая драма (г. клейст, в. гюго), историческая драма (а. с. пушкин, а. к. толстой), героическая драма (вс. вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной трагикомедия.
Фарс, русский
- Фарс , зрелище, шутка
- (франц . farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками),..1) вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14-16 вв.). близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др...2) в театре 19-20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
- , историческая область на юге ирана. до арабского завоевания (7 в.) называлась парса, персида. в средние века - ядро государств буидов, мозафферидов, зендов и др.
Пьеса, русский
Пьеса , зрелище, игра, сочинение
|
|
Денежные средства, русский
- Аккумулированные в наличной и безналичной формах деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги, обладающие высоким уровнем ликвидности;
- Наиболее легко реализуемая часть оборотного капитала компании. включает в себя денежные средства в кассе и денежные средства на счетах. д.с., на расходование которых установлены определенные банковские ограничения и которые не могут быть сняты с банковско
Деловое письмо, русский
|
|
|
|
|
|
|