Глоссарий





Новости переводов

28 марта, 2024

Бюро переводов vs. переводчиков-фрилансеров

26 марта, 2024

Значение китайского языка в глобализации

26 марта, 2024

Глоссарии по ядерной энергетике на сайте бюро переводов.

25 марта, 2024

Обеспечение качества переводов в работе переводческого агентства

20 марта, 2024

Востребованы ли сегодня переводчики математических текстов с русского языка на английский?

20 марта, 2024

Глоссарий транспортно-экспедиторских и коммерческих терминов добавлен на сайт бюро переводов

19 марта, 2024

Переводы комиксов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Фильтры восприятия

Словарь терминов НЛП
    Уникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира.




Восприятие, русский
  1. Отражение в сознании человека предмета или явления в результате внешнего воздействия на его органы чувств.

  2. Отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  3. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздейс

  4. — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  5. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. детерминировано предметностью мира явлений. возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). в отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет – в совокупности его инвариантных свойств. на уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. в целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию и. м. сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия – таких, как константность – неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно а. н. леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. в процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя – осознание собственного я. чувство своего я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. в обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии – в симптоматике расстройств сенсорных. современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты – относить их к некоему семантическому классу (категории). динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. с процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. в психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. в других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней – психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. в зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, – от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. по модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. при этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. в частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. за счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. в числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. свойства восприятия, существующие на уровне сознания – это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия – к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. в этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

  6. Запоминание и оценка рекламы и pr-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию

  7. , сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

  8. – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. прегнантности правило).

  9. Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного

  10. Отражение окружающей ситуации и ее элементов при взаимодействии органов чувств человека или рецепторов искусственной системы с внешней средой. в. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в среде и порождает поток входной информации для последующей обработки ее человеком или искусственной системой. для интеллектуальных систем наиболее важными видами восприятия являются восприятие зрительной информации, восприятие тактильной информации и акустической информации (распознавание речи).

  11. Психический процесс отражения действительности.

  12. Психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

  13. Целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.


Восприятие ,сексуальное, русский

Восприятие звуков, русский

Восприятие зрительное, русский
  1. Совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. еще и. м. сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. человек не ощущает того, что происходит в его глаз

  2. Совокупность процессов построения образа зрительного внешнего мира. еще и. м. сеченов доказал объективное сходство между предметом, его физическим изображением на сетчатке глаза и изображением в сознании. человек не ощущает того, что происходит в его глазах при видении: он видит то, что находится перед глазами. такую объективацию изображения можно сравнить с построением образа предмета плоским зеркалом, – но это зеркало сознания строит образы перед собой, видимый образ проецируется вовне и сливается с видимым предметом, совпадает с ним. этот эффект ярко проявляется при диплопии. из процессов восприятия зрительного более простые обеспечивают восприятие цвета (-> цветовосприятие), причем его основные механизмы и операции врожденны. к более сложным относятся операции восприятия формы, достаточно поздно формируемые и в филогенезе, и в~ онтогенезе. их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком поле зрительном.


Восприятие зрительной информации, русский
    Обработка сигналов, поступающих в интеллектуальную систему (интеллектуальный робот) с датчиков зрительных сцен. в качестве датчиков для плоских изображений часто используются матрицы из фотодиодов, но применяется и фотографическая аппаратура. для трехмерных сцен чаще всего в качестве датчика используют телевизионную камеру. при в.з.и. происходит очистка изображения от шумов и искажений, анализ плоского изображения или анализ сцен для объемного изображения, перекодировка изображения и передача его в базу знаний или решатель.


Восприятие качества окружающей среды, русский

Восприятие межгрупповое, русский
  1. Процессы перцепции социальной, в коих субъектом и объектом восприятия выступают группы или общности социальные. характерно стереотипностью (-> стереотип социальный), большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонент, яркой аффективной окрашеннос

  2. Процессы перцепции социальной, в коих субъектом и объектом восприятия выступают группы или общности социальные. характерно стереотипностью (-> стереотип социальный), большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонент, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. именно поэтому отличается пристрастностью (-> предубеждение), а сами межгрупповые представления весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. эти характеристики и особенности восприятия межгруппового концентрированно выражаются в таких эффектах, как дискриминация межгрупповая и фаворитизм внутригрупповой. в отличие от распространенной в зарубежной психологии позиции, согласно коей эти эффекты – изначальные, универсальные и неизбежные компоненты отношений межгрупповых, в отечественной психологии отмечался вторичный по отношению к деятельностному плану характер, в частности была показана их зависимость от уровня развития группового и типа совместной межгрупповой деятельности, их нетипичность для коллектива. специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным:


Восприятие межличностное, русский
  1. Восприятие, понимание и оценка человека человеком. специфика по. сравнению с восприятием неодушевленных предметов – в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окрас

  2. Восприятие, понимание и оценка человека человеком. специфика по. сравнению с восприятием неодушевленных предметов – в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. в них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного (-> эффект недавности; эффект ореола).


Восприятие окружающей среды, русский

Восприятие пространства, русский
    – восприятие пространственного расстояния на поверхности собственного тела при помощи осязания. это не дает восприятия собственно пустого пространства, напротив, мы можем мысленно продолжить координаты предмета (а также, напр., нашего тела) за пределы его самого и, т. о., достигнуть представления о пространстве. это пространство обычно имеет евклидову структуру (см. пространство), устойчивость которой, с одной стороны, осуществляется стабильностью поля восприятия (см. поле), а с другой – обеспечивается мышечной системой. от наглядно воспринимаемого пространства, наполненного предметами (окружающее пространство), на эту систему действуют непрерывные силы (см. установка), которые совпадают с нормальным распределением тонусов по всей мускулатуре и с соответствующими состояниями или возбуждениями в психофизическом уровне. при известных заболеваниях мозга, которые имеют своим следствием лабильность или асимметрию мышечного тонуса, наступают смещения структуры окружающего пространства и отклонения от евклидовой структуры.


Восприятие речи, русский
    Восприятие речи


Восприятие риска, русский

Восприятие слуовое, русский

Восприятие станком голосовых команд, русский

Восприятие станком изображений, русский

Восприятие субсенсорное, русский
  1. Форма непосредственного отражения психического действительности, обусловливаемая такими раздражителями, влияние коих на субъекта безотчетно; одно из проявлений бессознательного. неосознанное восприятие и переработка сигналов, поступающих через органы чувс

  2. Форма непосредственного отражения психического действительности, обусловливаемая такими раздражителями, влияние коих на субъекта безотчетно; одно из проявлений бессознательного. неосознанное восприятие и переработка сигналов, поступающих через органы чувств и не достигающих пороговой величины (-> порог восприятия абсолютный). факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей были обнаружены при анализе проблемы определения порогов ощущения. для их обозначения были также предложены понятия «предвнимание» (у. найссер) и «область субсенсорная» (г. в. гершуни). областью субсенсорной названа зона раздражителей – неслышимых звуков, невидимых световых сигналов и прочих, вызывающих непроизвольную, но регистрируемую реакцию и способных осознаваться, если им придано сигнальное значение. с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности связаны процессы предвнимания, обеспечивающие реакцию приспособительную на еще не распознанные изменения ситуации. изучение процессов предвнимания и раздражителей субсенсорных позволяет выявить резервные возможности органов чувств.


Восприятие тактильной информации, русский
    В интеллектуальных роботах обработка сигналов, поступающих от датчиков, меряющих кинематические характеристики для эффекторов робота, и от специальных датчиков, измеряющих усилия, связанные с взятием предметов или опорой на грунт. после предварительной обработки полученная информация поступает в систему планирования деятельности и используется для выработки управляющих воздействий на среду или на робота.


Восприятие тактильной информации на расстоянии, русский

Восприятие текста как целого context, русский

Восприятие тип, русский
    На основе исследований г. роршах выделил четыре типа восприятия («типа переживания»):


Восприятия, русский

Модель мира (карта реальности), русский
    Уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятии и опыта. сущностное целое личных принципов действия индивидуума.


Карта реальности (модель мира), русский
    Уникальное представление о мире каждого человека, построенное из его индивидуальных восприятии и индивидуального опыта.