Глоссарий

Новости переводов

22 марта, 2017

Развитие языков происходит под влиянием кибер-среды - ученые

22 марта, 2017

Тайные послания из прошлого

21 марта, 2017

Новая разработка британской компании Mymanu






Поиск в глоссариях:  


Словарь терминов НЛП

рамка "как будто"это те случаи, когда вы притворяетесь, что некоторое событие уже произошло, и тогда думая, что оно "как будто" случилось, провоцируете творческое решение проблемы путем мысленно преодоления очевидных препятствий в направлении к желаемому решению
Якорениепроцесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее проявление. Якоря могут возникать естественным образом и могут быть установлены намеренно.
раппорт1) процесс построения и поддержания отношений взаимного доверия и понимания между двумя или более людьми, возможность вызывать реакции других людей.
2) 1. Понятие, характеризующее позитивное отношение и связь между людьми, устанавливаемые в близких межличностных отношениях, а также в процессе положительного взаимодействия исследователя и испытуемого – врача и клиента.
3) (франц . rapport, от rapporter - приносить обратно), повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и пр.
согласование результатовпроцесс подгонки различных результатов друг к другу, оптимизация решений. Основа таких переговоров, в которых обе стороны оказываются в выигрыше
множественное описаниепроцесс описания одной и той же вещи с различных точек зрения.
тройное описаниепроцесс восприятия опыта с первой, второй и третьей позиций.
сенсорная чувствительностьприобретение умений делать более тонкие и более полезные различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира.
рефрейминг содержанияпридание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания, задавая вопрос: "Что еще могло бы это значить?"
глубинная структураполная лингвистическая форма высказывания, из которой возникает поверхностная структура.
кинестетическийощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия.
аудиальныйотносящийся к органам слуха.
обонятельныйотносящийся к органам обоняния.
новый кодописание НЛП, которое берет свое начало с книги Джона Гриндера и Джудит Делозье "Черепахи и так внизу".
субмодальностиразличия внутри каждой репрезентативной системы, характеристики наших внутренних репрезентаций, самые маленькие строительные кирпичики наших мыслей.
ведущая системарепрезентативная система, в которой ведется поиск информации для того, чтобы ввести ее в сознание.
предпочитаемая системарепрезентативная система, которую индивидуум чаще всего использует для сознательного мышления и которая организует его опыт.
деление внизэто переход на более низкий уровень к более конкретным примерам того, чем вы занимаетесь. Эти переходы могут быть выполнены по аналогии с переходом: класс, член класса (или часть), целое.
деление вверхэто переход на более высокий логический уровень, который включает в себя то, чем вы занимаетесь.
модель мира (карта реальности)уникальные представления о мире каждого человека, построенные из индивидуальных восприятии и опыта. Сущностное целое личных принципов действия индивидуума.
фильтры восприятияуникальные идеи, опыт, убеждения и язык, которые формируют нашу модель мира.
карта реальности (модель мира)уникальное представление о мире каждого человека, построенное из его индивидуальных восприятии и индивидуального опыта.
позиция восприятияточка зрения, которую мы принимаем в некоторый момент времени, может быть: нашей собственной (первая позиция), нашего собеседника (вторая позиция) и позицией объективного и благосклонного наблюдателя (третья позиция).
репрезентативная системато, как мы кодируем информацию в своем мозге в одной или нескольких сенсорных системах: визуальной, аудиальной, кинестетической, вкусовой и обонятельн ой.
неконгруэнтность1) такое состояние, когда что-то вас сдерживает, вы не полностью уверены в результате, внутренний конфликт.
2) согласно К. Роджерсу – несоответствие друг другу опыта человека и его представлений о самом себе. На уровне проявлений означает тревогу, ранимость, нецельность личности (=> психология гуманистическая).
3) согласно к. роджерсу – несоответствие друг другу опыта человека и его представлений о самом себе. на уровне проявлений означает тревогу, ранимость, нецельность личности (=> психология гуманистическая).
линия времениспособ, которым мы храним картинки, звуки и ощущения прошлого, настоящего и будущего.
аптаймсостояние, в котором все внимание и чувства обращены вовне.
даунтаймсостояние легкого транса, когда ваше внимание обращено внутрь, к вашим собственным мыслям и ощущениям.
предикатысенсорно-основанные слова, указывающие на использование той или иной репрезентативной системы.
кавычки1) однажды мы прочитали определение кавычек, которое гласило: "Лингвистический паттерн, в котором ваше сообщение выражается так, как будто его говорит кто-то другой".
2) , парный знак препинания („ " или " "), используемый для выделения в тексте прямой речи (в т. ч. цитат и заглавий), а также слов, употребленных не в обычном значении.
милтон-модельобращение метамодели, использующее специальные неясные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам.
подстройказаимствование деталей поведения другого человека с целью усиления раппорта.
экология1) забота о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и ее мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями. Динамическое равно
2) (от греч . oikos - дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. термин "экология" предложен в 1866 э. геккелем. объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. с сер. 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значенние как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин "экология" - более широкий смысл. с 70-х гг. 20 в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты (напр., экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). в этом смысле говорят об "экологизации" современной науки. экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений ("зеленые" и др.), выступающих против загрязнения окружающей среды и др. отрицательных последствий научно-технического прогресса.
3) (от греч. 6ikos – жилище, местопребывание и logos – понятие, учение) – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. впервые термин «экология» ввел в 1866 нем. биолог эрнст геккель. любой вид организмов в ходе эволюции приспосабливается к условиям своего бытия, стремясь достичь во всех связях с неорганической природой и др. формами жизни важных преимуществ перед иными видами существ, живущих в тех же условиях. в результате тысячелетней эволюции образовалась динамическая равновесная система в живой природе – биосфера. с развитием промышленно-практической и социальной деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды, последствия которого часто наносят непоправимый вред биосфере, нарушают баланс естественных процессов (отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т. д. и т. п.). все это ставит перед экологией задачу определения допустимых границ воздействия на природу, т. к. существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества. задача экологии как науки – искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на земле.
глазные сигналы доступадвижения глаз в определенных направлениях, которые указывают на визуальный, аудиальный или кинестетический способ мышления.
комплексная эквивалентностьдва утверждения, которые рассматриваются как имеющие один и тот же смысл, например: "Он не смотрит на меня, значит, он не слышит того, что я говорю".
фонетическая двусмысленностьдва слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например: порог и порок.
неспецифические глаголыглаголы, которые ничего не говорят о том, каким образом действие было выполнено. Процесс не определен. Неспецифические существительные, которые не определяют точно, к кому или к чему они относятся.
разговорные постулатыгипнотические формы языка вопросы, которые интерпретируются как команды.
необходимое разнообразиегибкость мышления и поведения. Неосознаваемое (подсознание) все то, что в настоящий момент не представлено в вашем сознании .
сознание1) все то, что осознается в данный момент времени.
2) сознание , понимание , прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства
3) высшая форма психики, которая присуща человеку.
4) — высшая форма психики, которая присуща человеку.
5) – в психологии совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание», лат. conscientia) того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы (отсюда содержание сознания = переживание). человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание). нечто наглядно данное может быть осознано, поскольку оно может быть чувственно воспринято. но возникает ли сознание одновременно с восприятием, это зависит от состояния организма (тела) и от состояния сознания (см. ограниченность сознания, восприятие); данность осознается не всегда в равной мере, так что можно различать степень сознания. согласно существовавшему ранее взгляду, я или моя душа останавливается перед «потоком сознания», т.е. перед нерасчлененным, хаотичным многообразием смутных образов, отдельные из которых внимание выделяет, анализирует, формирует в восприятия как таковые. но этот взгляд неверен и может лишь ввести в заблуждение. выражение «поток сознания» содержит в себе точно так же неправильное мнение, будто я или душа может в какой-то мере наблюдать этот поток. напротив, следует считать правильным, что сознание обладает структурой (см. система отношений), определяющейся индивидуальным микрокосмосом и благодаря которой всякое содержание тотчас же принимает свою специфическую форму и к которой в процессе взаимодействия присоединяются др. элементы содержания. сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соответствующей этому раздражению реакцией. действие этой контролирующей функции сознания тем сильнее, чем выше организация живого существа (см. также порог сознания, подсознание, бессознательное; о «чистом сознании» феноменологии см. интенция). согласно ж. п. сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т.е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендирует. не стол находится «в» сознании и не представление о нем, а сознание становится «сознанием стола» и осознает это. сартр отрицает существование подсознательного и бессознательного.
ключи доступавсе то, с помощью чего мы настраиваем наши тела, используя дыхание, позу, жесты и движения глаз, на определенного рода мышление.
первая позициявосприятие мира только со своей точки зрения, пребывание в полном контакте со своей собственной внутренней реальностью. Одна из трех позиций восприятия, остальные называются: вторая и третья позиции. Перекрестное присоединение отражение языка тела человек
третья позициявосприятие мира с точки зрения стороннего и благосклонного наблюдателя. Одна из трех позиций восприятия, остальные носят названия первой и второй позиц ий.
мета осознаниезнание о знании: обладание умением и знанием об этом обладании с целью объяснить то, как вы реализуете это уединение. Метафора косвенное сообщение в виде истории или об разного выражения, использующего сравнение. В НЛП к метафорам относятся сравнения, при
пресуппозицииидеи или утверждения, которые следует считать самими собой разумеющимися для того, чтобы коммуникация имела смысл. Присоединение к будущему мысленная репетиция результата с целью повышения гарантии того, что желаемое поведение произойдет. Пунктуационная д
нейрологические уровниизвестны также как различные логические уровни индивидуального опыта: окружение, поведение, способности, убеждения, идентичность и духовность.
убеждения1) обобщения, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших принципов взаимодействия с ним.
2) рациональные воззрения, прошедшие проверку практикой, ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе собственного непосредственного опыта.
логический уровеньнечто находится на более высоком логическом уровне, если оно включает в себя то, что находится на 6oaqe низком логическом уровне.
модальный оператор возможностилингвистический термин для обозначения слов, указывающих на возможность действия (могу, не могу и т.п.). Модальный оператор необходимости лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на обязательные действия (должен, необходимо, обязан и т.п.)
репрезентация1) кодирование и накопление сенсорной информации в мозге. Ресурсное состояние неврологическое и физическое состояние человека в целом, когда он чувствует себя обладающим ресурсами.
2) (от франц. reprsentation) – представление, представительство, изображение; очень часто употребляемое в психологии (особенно со времени шопенгауэра и в. вундта) вспомогательное понятие, служащее для выяснения сущности представления. представление как репрезентацию, как самопредставляемое отличают от непредставляемого.
разрыв1) использование паттернов поведения, отличающихся от паттернов другого человека, разрушение раппорта с целью изменения направления, прерывания или окончания совещания или разговора.
2) разрыв , отверстие
3) (лат.) — прорыв. Р. ткани или органа бывают полные и частичные (надрыв).
сенсорно-основанное описаниеинформация, которая является непосредственно наблюдаемой и обнаруживаемой с помощью органов чувств. Существует различие между описанием: "Губы растянуты, видны некоторые зубы, и уголки рта приподняты", и: "Она счастлива", которое являе
эпистемология1) изучение того, как мы знаем о том, что мы знаем что-то. Теория познания.
2) (греч. episteme знание) теория познания. Термин употребляется в англо-американской литературе.
3) (от греч . episteme - знание и ...логия), то же, что теория познания.
4) (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания. эпистемологический – теоретико-познавательный.
аналоговый1) изменяющийся непрерывно в некоторых пределах подобно плавному регулятору напряжения.
2) ~ communicatioаналоговая связь
дискретныйизменяющийся между двумя различными состояниями подобно выключателю, который может быть либо включен, либо выключен. Диссоциированный невключенный в переживание, рассматривающий и слышащий ситуацию со стороны.
транс1) измененное состояние сознания, когда внимание направлено внутрь и сосредоточено на незначительном количестве стимулов.
2) транс , обморок
3) 1. Состояние субъекта во время гипноза, характерное автоматическим выполнением сложных актов поведенческих без осознания цели поступков и внешней ситуации.
4) (от франц. transe – оцепенение) – вид сумеречного помрачения сознания; ненормальное (сомнамбулическое) состояние сна при глубоком гипнозе, сомнамбулизме, экстазе.
рефреймингизменение рамки в отношении утверждения, чтобы придать ему другой смысл.
рефрейминг контекстаизменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"
вторая позициявосприятие мира с точки зрения другого человека. Находиться во второй позиции это значит быть настроенным и находиться в контакте с его реальностью. Одна из трех позиций, остальные носят названия первой и третьей позиции.