Глоссарий

Новости переводов

22 марта, 2017

Развитие языков происходит под влиянием кибер-среды - ученые

22 марта, 2017

Тайные послания из прошлого

21 марта, 2017

Новая разработка британской компании Mymanu






Поиск в глоссариях:  


Музыкальный глоссарий

а капелла1) Капелла.
2) (итал . а cappella), хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения.Характерно для народного музыкального искусства (русского, грузинского), церковной музыки (ранней католической и православной), произведений композиторов нидерландской шк
английский рожок1) Гобой.
2) , увеличенный альтовый гобой в строе фа.
анданте1) <<Анданте кантабиле>>, <<Анданте фавори>>. Быть может, вам приходилось когда-нибудь слышать эти слова? Да и в других сочетаниях слово Анданте наверное встречалось вам. Наряду с аллегро, это один из самых распространенных в музыке т
2) (итал . andante, букв. - идущий шагом), в музыке -..1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу...2) название произведения или части сонатного цикла (обычно 2-й) в темпе анданте.
аппассионата<<Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день... Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди>>, так передает М. Горький слова Владимира Ильича Лен
ариозо1) Ария.
2) (итал . arioso, букв. - наподобие арии),..1) в оперной музыке 19 в. небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера...2) напевный характер исполнения.
баркарола1) Итальянское слово <> означает лодка. Производное от него баркарола песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти необы
2) (итал . barcarola, от barca - лодка), песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. многими композиторами созданы вокальные и инструменталье пьесы, претворяющие черты народной баркаролы.
бас-кларнетКларнет.
вариации1) Быть может, вам случалось когда-нибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню-думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз в новом обличье: то как взволнованный монол
2) (от лат . variatio - изменение) (тема с вариациями), музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.; в балете - небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.
внутренний слухСлух.
вокализ1) Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это <<Вокализ>> Рахманинова. Слово вокализ происходит от латинского vocalis звучащий, поющий. Так называют п
2) (франц . vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. известны и вокализы для концертного исполнения (с. в. рахманинова, м. равеля и др.).
вокалистОт латинских слов vox (голос) и vocalis (звучащий) произошли многие музыкальные термины: вокальная музыка, вокализ, вокал. Вокалистом называют певца, но не каждого, а лишь того, кто прошел специальную школу пения и умеет хорошо владеть голосом.
вокальная музыка1) Вы включаете радио и слышите эстрадную песню. Повернули ручку настройки; теперь звучит какое-то хоровое произведение, а на соседней волне, кажется, транслируют оперу... Все это вокальная музыка (от латинского vocalis звучащий, поющий), то есть музыка, пре
2) , произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные со словом, поэтическим текстом.
волынка1) Слышали вы детскую пьесу И. С. Баха, которая называется <<Волынка>>? Правая рука в ней играет простенькую мелодию, а в левой повторяются одни и те же звуки. В этой пьесе композитор имитирует звучание народного инструмента, распространенного во
2) , народный духовой язычковый музыкальный инструмент с воздушным резервуаром (мехом). распространен у многих народов под различными названиями: бэгпайп, гайда, дуда, дудельзак, коза, сарнай, чимпой, шувыр и др.
вундеркинд1) В истории музыки время от времени, как яркие звезды на небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Совсем еще маленькие дети, лет восьми десяти, а иногда даже меньше, они давали сольные концерты и поражали слушателей силой своего музыкального таланта.
2) (нем . wunderkind - чудо-ребенок), высокоодаренный ребенок (иногда ироническое).
высота звука1) Если малыша, конечно такого, который слышал раньше, как играют на рояле, видел вблизи клавиши, попросить изобразить на инструменте птичку, то он начнет быстро перебирать клавиши на правой стороне клавиатуры, чтобы получить высокие звуки. Если же ему нужно
2) , качество звука, форма восприятия человеком частоты колебаний звучащего тела. с ростом частоты высота звука увеличивается.
гомофония1) Многоголосие.
2) (от гомо ... и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент.
гондольера1) Баркарола.
2) , см. баркарола.
детская музыкальная школаДом, где она находится, можно узнать издали, не читая вывески. Сколько разных музыкальных звуков несется из него! Неуверенные гаммы на скрипке и быстрые фортепианные пассажи; чистый, звонкий голос трубы и переливчатые арпеджио арфы. Слаженное звучание дет
дивертисмент1) Французское слово <> в переводе означает увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение таки
2) (франц . divertissement, букв. - развлечение), 1) вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17-19 вв. 2) программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др.), показывавшаяся с 17 в. в драматическом театре по окончании основной пьесы. 3) многочастное инструментальное музыкальное произведение типа сюиты, служившее главным образом для развлечения; в 19 в. жанр салонной музыки, близкий к попурри, в 20 в. сюита, составленная из балетных номеров.
динамические оттенкиМузыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все эт
домбра1) Тридцать лет назад, в начале 50-х годов, археологи производили раскопки в Средней Азии, в тех местах, где когда-то располагалось древнее государство Хорезм. Среди других находок им попалось несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов
2) , казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент.
домра1) Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причем в нескольких видах пикколо, малая, альтовая, ба
2) , древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент, использовался в 16-17 вв. скоморохами. в 1896-1900 ф. с. пасербский совместно с с. и. налимовым создал семейство 3-струнных оркестровых домр, в 1908 г. п. любимов с с. ф. буровым - семейство 4-струнных домр (звук извлекается плектром).
дуда1) (иначе называется дудка или сопель) Волынка.
2) , название волынки на украине, в белоруссии, некоторых районах россии, а также в латвии, литве.
духовой оркестр1) Оркестр.
2) , коллектив музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах. подобный состав характерен для военных оркестров.
духовые инструментыТак называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства <<свернутые>>, как у фагота
жалейка1) Сейчас жалейку (иначе она называется брелка) можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда-то она была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. | ЖАЛЕЙКИ | - - Как и самый близкий ее родственник, пас
2) , русский духовой язычковый музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая, рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
запев1) Куплет.
2) , 1) начало хоровой песни, исполняемое одним или несколькими певцами (запевалами). 2) в былинах вступление, подводящее слушателя к основным событиям сюжета.
зурна1) Этот древний инструмент, предшественник гобоя, и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане. ЗУРНА Зурна деревянная трубка с раструбом и несколькими отверстиями на боковых стенках. Диапазон ее звучани
2) (тур . zurna, от перс. сурна, сурнай, букв. - праздничная флейта), духовой язычковый музыкальный инструмент. распространен в армении, грузии, азербайджане, дагестане, узбекистане, таджикистане, странах ближнего востока. в китае - под названием сона. на руси аналогичный инструмент сурна (бытовала до 17 в.).
имитация1) Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животны
2) (от лат . imitatio - подражание), 1) подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка...2) в многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. на имитации основываются многие полифонические формы, в т. ч. канон и фуга.
инвенция1) Этим словом, означающим по-латыни <<изобретение>> (inventio), И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исп
2) (от лат . inventio - изобретение, выдумка), небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования. известны инвенции для клавира и. с. баха.
инструментовка1) Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в отдельных случаях помечая около той или другой ноты: э
2) , изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля (дуэт, трио, квартет, квинтет и др.) или оркестра (симфонического, духового, народных инструментов и др.). переложение для оркестрового сочинения, написанного для другого исполнительного состава, часто называют оркестровкой.
интермедияСлучалось вам в театре или по телевизору познакомиться с оперой Чайковского <<Пиковая дама>>? Если да, то вы, верно, помните третью картину оперы Прием в богатом петербургском доме. Ждут самых знатных, самых высоких гостей. Среди приглашенных
интродукция1) Наверное, нет такого любителя музыки, который не слышал бы произведения для скрипки, называемого длинно и необычно: Интродукция и Рондо каприччиозо. Автор его французский композитор Сен-Санс. Помните, начинается оно довольно медленной, свободной мелодией,
2) , в биологии - переселение особей какого-либо вида животных и растений за пределы естественного ареала, в места, где они раньше не жили. целенаправленная интродукция осуществляется главным образом для введения в культуру новых видов и форм (напр., кукуруза, картофель интродуцированы в европу из америки).
3) (от лат . introductio - введение), 1) краткое вступление к 1-й части или финалу циклического инструментального музыкального произведения...2) род краткой увертюры к опере или балету, а также вступление к отдельному акту оперы...3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
камерная музыка1) В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот пульты, вынимали из
2) , инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.
кантелеГусли.
кантилена1) Так, от латинского cantilena распевное пение называется широкая, свободно льющаяся мелодия. Прекрасные образцы кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов. Можно назв
2) (итал . cantilena), напевная, плавная мелодия.
каприччиоИтальянское слово <> означает каприз, прихоть. В музыке оно или его производные встречаются довольно часто: так называют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково, например, Итальянское каприччио Чайковского, написанн
клавесин1) Фортепиано.
2) (франц . clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент. известен с 16 в. существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в т. ч. чембало, верджинел, спинет, клавицитериум. предшественник фортепьяно.
клавикордыФортепиано.
кобза1) Всем хорошо известно имя замечательного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. А знаете ли вы, что сборник своих стихов он назвал <<Кобзарь>>? Почему? Что хотел он сказать этим? | КОБЗА | - - Много веков назад появились на Украине коб
2) , 1) старинный лютневидный струнный щипковый музыкальный инструмент, бытовавший, очевидно, в вост. украине. 2) 4-струнный щипковый лютневидный музыкальный инструмент румынско-молдавского происхождения.
кода1) Итальянское слово coda означает хвост, конец, шлейф. Таким <<несерьезным>> термином в музыке называют дополнительное заключительное построение, следующее иногда в музыкальной пьесе после основного заключительного раздела. В коде обычно закрепл
2) (итал . coda, букв. - хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие. 2) добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная часть сложный строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп и др. (строки 5-7 в строфе "коринфской невесты" гете).
контральто1) Так называется самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он назывался альтом, по аналогии со струнным инструментом. Голос этот встречается редко, да и композиторы используют его тоже не часто. Нередко к нему обращался Чайко
2) (итал . contralto), низкий женский голос. в операх певицы с таким голосом часто исполняют партии юношей.
контрафагот1) Фагот.
2) (итал . contrafagotto), духовой музыкальный инструмент. басовая разновидность фагота.
ксилофон1) В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им <<Пляска смерти>>. Когда ее исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть страшный скел
2) (от ксило ... и ...фон), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. состоит из ряда деревянных брусочков различной длины. распространен у многих народов, главным образом в африке, юго-вост. азии, латинской америке. в европейской профессиональной музыке с нач. 19 в.; современные разновидности - маримба, тубафон и др.
куплет1) Видели вы когда-нибудь, как идут солдаты? Сначала они молча печатают шаг под команду командира, а потом над строем взвивается звонкий голос, запевающий бодрую солдатскую песню. Он поет несколько строф, а потом все подхватывают ее дружным хором. То, что по
2) (франц . couplet), строфа в песне. куплеты - песенка веселого, шуточного или сатирического характера.
литаврыУ многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них произошли современные литавры, занимающие почетное
мандолина1) Один из многочисленных потомков лютни, мандолина появилась в Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным, самым любимым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. Мандолина это и сольный,
2) (итал . mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. изобретен в италии, известен с 17 в. наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с 4 парными струнами. играют плектром. оркестр из мандолин (иногда с гитарами) называют неаполитанским.
медиатор1) В рассказах о струнных щипковых инструментах часто встречаются слова медиатор и плектр. Поэтому всем нужно знать, что это такое. Медиатор тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости. Ею цепляют струны при игре на мандолине, домре и других подобных
2) , то же, что плектр.
мелизмы1) Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках фижмах со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными круж
2) , см. орнаментика.
металлофонВ наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием металлофон. Один
минор1) Лад.
2) , определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.
3) (итал . minore, от лат. minor - меньший; также moll, от лат. mollis - мягкий), в музыке - лад, устоем которого является малое (минорное, с малой терцией в основе) трезвучие, придающее ему специфическую "темную" окраску (минорное наклонение).
многоголосие1) Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а р
2) , склад музыки, основанный на одновременном сочетании неск. голосов. в многоголосии различают полифонию и гомофонию. промежуточное положение между одноголосием и многоголосием занимает гетерофония.
музыкальная литератураТак обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, <<специальная литература>>, <<справочная литература&g
музыковедВечером по телевидению транслируют оперу. До начала спектакля вы слушаете пояснительное слово, в котором рассказывается история создания произведения, раскрываются его особенности. Вы хотите узнать побольше о композиторе, музыка которого вам очень нравитс
народная музыкаФольклор.
остинато1) Вы, наверно, слышали Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича. Средний раздел ее первой части изображает фашистское нашествие. Очень тихо начинает звучать коротенькая примитивная мелодия с однообразным ритмом. Она повторяется много раз и каждый раз все громче,
2) (итал . ostinato, от лат. obstinatus - упрямый), в музыке -многократное повторение мелодической, ритмической фигуры, гармонического оборота, звука. см. бассо остинато.
пассакалья1) Вариации.
2) (итал . passacaglia, исп. pasacalle, от pasar - проходить и calle - улица), 1) первоначально испанская песня, с кон. 16 в. танец; темп медленный, размер трехдольный. 2) инструментальная музыкальная пьеса, основана на бассо остинато; обычно величественная, иногда скорбного, трагического характера.
пиццикато1) Итальянским словом pizzicato обозначается особый прием игры на струнных смычковых инструментах. Вы знаете, конечно, что на скрипке, альте, виолончели и контрабасе играют при помощи смычка, которым водят по струнам. Но если композитор около нотной строчки
2) (итал . pizzicato, от pizzicare - щипать), прием звукоизвлечения на смычковых инструментах щипком (задевая струну пальцем правой, реже левой руки); дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
полифония1) Многоголосие.
2) (от поли ... и греч. phone - звук, голос), вид многоголосия, основан на одновременном сочетании 2 и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). виды полифонии - имитационная (см. имитация), контрастная (контрапунктирование разных мелодий) и подголосочная (соединение мелодии и ее вариантов-подголосков, характерное для некоторых жанров русской народной песни). в истории европейской полифонии выделяют 3 периода. основные жанры раннеполифонического периода (9-14 вв.) - органум, мотет. полифонии эпохи возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры - месса, мотет, мадригал, шансон. полифония свободного стиля (17-20 вв.) - преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в 20 в. - также с додекафонией и другими видами композиционной техники.
попурри1) Этот музыкальный термин заимствован из... кулинарии. В самом деле: французы с давних времен пользуются репутацией лучших поваров в мире. И вот по-французски <> сборное блюдо. По-другому смесь. Что же это за <<сборное блюдо>> в музыке? По
2) (франц . pot-pourri, букв. - смешанное блюдо), музыкальная инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений.
реприза1) Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков. Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в нотах: .
2) (франц . reprise, от reprendre - возобновлять, повторять),1) повторение какого-либо раздела музыкального произведения (напр., в сонатной форме).2) в цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер (иногда шутка, анекдот).3) в цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия чередующихся трюков.
рефренСохранилось предание, что в Древнем Риме один из членов Сената каждое свое выступление, на какую бы тему оно ни было, заканчивал словами: <<Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен>>. Эти слова можно определить как неизменный р
речитатив1) cм. Опера.
2) (итал . recitativo, от recitare - декламировать), род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. применяется в опере, оратории, кантате. в 17-18 вв. возникли "сухой речитатив" (в сопровождении аккордов клавесина) и "аккомпанированный речитатив" (с развитым оркестровым сопровождением). речитативные интонации встречаются и в песнях, инструментальной музыке.
роговой оркестр1) О многих разных оркестрах вы знаете. Симфонический и эстрадный, духовой и народный... Они состоят из различных инструментов, объединенных в однородные группы, обладают различными тембровыми красками в зависимости от материала, из которого инструмент сдела
2) (роговая музыка) , оркестр создан в россии в сер. 18 в. состоял из усовершенствованных охотничьих рогов. каждый инструмент издавал 1 звук хроматического звукоряда.
рондо1) Одна из любимых пьес скрипичного репертуара <<Интродукция и Рондо-каприччиозо>> Сен-Санса. У Бетховена есть шуточное фортепианное рондо с программным названием <<Ярость по поводу потерянного гроша>>. Пьесы Кабалевского для фортепиа
2) (итал . rondo, франц. rondeau, от rond - круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и различных эпизодов. происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой. различают рондо старинное (в пьесах французских клавесинистов, сюитах и. с. баха), классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инструментальные пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классической школы) и послеклассическое, с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.).
3) (франц . rondeau), в стихосложении - твердая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar (см. рифма), где r - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. популярно в поэзии барокко и рококо.
саксофонИзобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла серебра или особого сплава. По звучанию да и по форме он похож на кларнет, особенно на бас-кларнет. Тембр его напоминает также английский рожок и, о
симфоническая картинаПрограммная музыка и Симфоническая поэма.
симфоническая поэмаЭто понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение <<симфоническая поэма>> своему оркестровому сочинению <<Тассо>>, первоначально задуманному как увертюра. Этим определением
симфонический оркестрОркестр.
скерцоИтальянское слово scherzo в переводе шутка. Издавна оно привилось в музыке для обозначения ее характера живого, веселого, шутливого. Бетховен ввел название скерцо для одной из средних частей симфонии вместо традиционного ранее менуэта. А в середине XIX ве
сольфеджиоИтальянское слово <> (правильнее оно читается сольфеджо) происходит от слова solfo, что значит ноты, музыкальные знаки, гамма. У нас так принято называть уроки, на которых занимаются развитием слуха: пишут музыкальные диктанты, определяют на слух ра
сонатаЕсли сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько <<глав>> частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными &
сонатинаСоната.
струнные инструменты<<Пан по верованиям древних греков бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства и света) на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пур
сурдинаБыть может, вам приходилось слышать выражение <<под сурдинку>>? Так говорят о чем-то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментари
сюитаПервые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Первоначально под такую музыку лишь танцевали, потом стали ее слушать. Оказалось, что и это может доставить большое удовольствие не меньшее, чем танцы. Много веков тому
тарелкиНе правда ли, странное название для музыкального инструмента? И тем не менее тарелки плоские металлические пластинки один из самых распространенных ударных инструментов. В оркестре тарелки появились еще в XVII веке, а известны были на много веков раньше.
темперацияЛатинское слово <> означает соразмерность, правильное соотношение. Образованным от него музыкальным термином называют выравнивание соотношений между ступенями звукоряда, установление системы звуков различной высоты. Сейчас все рояли имеют равномерну
терцетТрио, Ансамбль.
токкатаСлово <<токката>> произошло от итальянского toccare, что значит трогать, касаться. Когда-то так называли всякое произведение для клавишных инструментов клавесина, органа. А в прошлом веке токкатой стали называть инструментальные пьесы быстрого
тоникаС понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово <> и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада. Тоника
тремолоИтальянское слово <> означает дрожащий. В музыке этим термином называют очень быстрое повторение одного и того же звука, возможное на струнных смычковых инструментах, балалайках, литаврах и некоторых других инструментах симфонического и русского нар
трещоткиИ сейчас же щетки, щетки Затрещали как трещотки И давай меня тереть, Приговаривать... Все мы с детства помним эти строчки знаменитого, ставшего классическим <<Мойдодыра>> Чуковского, но вот что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Яс
триоТак называют ансамбль из трех музыкантов инструментальный или, реже, вокальный. Так же называются и произведения, написанные для этого состава исполнителей. Впрочем, пьеса для трех певцов чаще называется терцетом. Наиболее часто композиторы пишут трио для
туттиИтальянское слово tutti означает <<все>>. Его пишут в партитуре оркестровых произведений тогда, когда после прозрачного звучания отдельных групп оркестра, отдельных, может быть, солирующих инструментов, вступает весь оркестр полностью, создава
ферматаИтальянское слово <<фермата>> (fermata) означает остановка, задержка. В музыке им называется знак . Он ставится над нотой, аккордом или паузой (реже в перевернутом виде под ними) и означает, что исполнитель должен в этом месте увеличить длител
фугаЭтим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga бег, бегство, побег называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема яркая, хорошо запоми
хормейстер1) Что такое хор, вы могли прочесть выше. Немецкое слово meister означает мастер, специалист, знаток. Проявляется оно в таких терминах, как капельмейстер, концертмейстер. Хормейстером <<хоровым мастером>> называют дирижера, который руководит хоро
2) (от хор и нем . Meister - мастер, руководитель), руководитель хора, хоровой дирижер.
хроматизм1) Музыкальные термины иногда имеют очень странную историю, и значение их, кажется, никак не связано с иностранным греческим или латинским корнем слова. Относится это и к термину хроматизм. Если вы нажмете на рояле клавишу до, а потом черную, находящуюся спр
2) (от греч . chromatismos - окраска), в музыке - полутоновая интервальная система двух видов: древнегреческая "хрома" - звукоряд с увеличенной секундой и последованием 2 полутонов подряд; новый европейский хроматизм, возникший как "расцвечивание" диатоники и имеющий ряд разновидностей (от минимального проявления хроматизма в виде смешения близких диатонических структур до полного 12-звучного хроматизма), проявляется в модуляциях, отклонениях, при альтерации диатонических ступеней.
цимбалы1) В Белоруссии и на Украине, в Польше и Словакии, в Венгрии и Румынии широко известен этот инструмент, предок которого когда-то очень давно пришел в Восточную Европу из стран Малой Азии. Цимбалы основа белорусского народного оркестра, непременный участник ц
2) (польск . cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.
чакона1) Вариации.
2) (исп . chacona), старинный танец испанского происхождения, первоначально быстрый, с 17 в. медленный и плавный, а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного характера в виде вариаций на повторяющуюся в басу тему.
частушка1) Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические. Слово частушка происходит от <&l
2) , короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества 2-й пол. 19-20 вв.
челеста1) К своей музыкальной сказке <<Кикимора>> композитор Лядов дал такое предисловие: <<Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кики
2) (итал . celesta, от celeste - небесный), ударно-клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Используется в симфоническом оркестре. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков.
элементарная теория музыкиЧитая эту книжку, вы, наряду со сведениями, касающимися музыкальных инструментов, голосов, различных музыкальных жанров, форм и пр., узнаете, что такое лад, тональность, гамма; какие бывают интервалы и аккорды, что такое альтерация, как осуществляется нот
эстрадный оркестр1) Оркестр.
2) , коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в т. ч. саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.