Глоссарий

Новости переводов

22 марта, 2017

Развитие языков происходит под влиянием кибер-среды - ученые

22 марта, 2017

Тайные послания из прошлого

21 марта, 2017

Новая разработка британской компании Mymanu






Поиск в глоссариях:  


Глоссарий по философии

логический атомизмпервая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918) и др. В соответствии с логическим атомизмом весь мир представляет
логический эмпиризм(позитивизм) вторая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, разработанная Венским кружком в 1920?1930 годы XX в. Логический позитивизм: 1) обосновывает в качестве основного метода познания методологический анализ; 2) использует для по
логическое высказываниеграмматически правильное предложение, взятое вместе с выраженным им смыслом.
научное сообществосовокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, объединенных общностью целей научного исследования.
научно-исследовательская программатермин в философии науки И. Лакатоса, под которым он понимает совокупность теорий, связанных между собой общностью принципов исследования.
онтологические высказыванияутверждения о существовании объектов.
онтологической относительности принципвыдвинутый У. Куайном тезис, согласно которому наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, следует рассматривать лишь на языке другой теории, в свою очередь, «второй язык» рассматривается с помощью языка следующей теории, и так далее до бе
остенсияспособ определения путем прямого указания (например, пальцем).
перцептивный1) (от лат. perceptio восприятие) имеющий отношение к чувственному восприятию (через органы чувств).
2) относящийся к перцепции, восприятию.
пропозициональная логикаклассическая логика высказываний. При выявлении логических форм контекстов современного языка в этой теории происходит абстрагирование от содержаний простых высказываний, от их внутренней структуры, а учитывается лишь то, с помощью каких союзов и в каком
релятивизм1) (от лат. relativus относительный) в широком смысле это принцип относительности; в узком смысле обозначает относительность, условность и ситуативность научного знания, которое во многом зависит от исторического и социокультурного контекста, вплоть до социа
2) (от лат. relativus относительный) – 1) то же самое, что реляционализм; 2) философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. для этического релятивизма, который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. в философии культуры и философии истории релятивизм исповедуется довольно часто, ибо в их распоряжении нет математически точного мерила. физическая теория относительности не имеет ничего общего с релятивизмом в вышеуказанном смысле.
3) (от лат . relativus - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. в познании релятивизм нередко ведет к агностицизму.
синтетическое высказываниевысказывание, истинность значения которого определяется посредством данных опыта.
фаллибилизм(от англ. fallible подверженный ошибкам, погрешимый) направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену лучшей инт
холизм1) представление, согласно которому верификация возможна лишь в составе всей концептуальной системы (противоположность атомизма-партикуляризма).
2) (от греч . holos - весь, целый) ("философия целостности"), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным "фактором целостности"; основоположник - Я. Смэтс.
3) (от греч. hdlon – целое) – точка зрения целостности, или учение о целостности. это понятие введено южноафр. генералом я. смэтсом в его произв. «holism and evolution» (1926). холизм как учение был основан дж. с. холдейном («the philosophical basis of biology», 1931). холизм исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей целостности – и в качественном, и в организационном отношении, – целостности, обнимающей собой область психологической, биологической и, наконец, самой внешней, хотя и самой рациональной – физической действительности; все эти области представляют собой упрощение и обособление этой охватывающей целостности.
личностное знаниетермин, используемый М. Полани, для обозначения такого вида знания, которое формируется на операциональном уровне, в процесс исследовательской практики, приобретения мастерства, сноровки и навыка: сюда же относятся ценности, которыми ученый руководствуетс
кумулятивизм(от лат. cumulatio увеличение, скопление) методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного и непрерывного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний, при этом сам процесс сопровождается рас
корреспондентная теория истины«классическая» теория истины как соответствия высказывания действительности.
аналитическое высказывание1) высказывание, истинность значения которого устанавливается посредством определения, а не из опыта.
2) , высказывание, истинность или ложность которого может быть установлена исключительно на основе анализа его грамматической или логической структуры. примеры истинных аналитических высказываний - логические законы.
атомарные предложенияпредложения, с помощью которых описываются «атомарные факты» (понятие Б. Рассела). Им приписывают две основные характеристики: 1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным; 2) атомарные предложения независимы друг от друга.
верификационная теория значенияконцепция логического эмпиризма (позитивизма), согласно которой смыслом обладают только те предложения, которые сводимы к протокольным предложениям.
гипотеза ad hocгипотеза, которая не имеет никаких новых следствий по сравнению с предшествующей гипотезой, или ни одно из ее следствий не подтверждается, эксперимент не может быть проведен или дает негативный результат, или она получена из предшествующей гипотезы путем
гипотетико-дедуктивный методсистема методологических приемов, состоящая в выдвижении гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них следствий и сопоставления их с фактами.
дескрипций теорияисходный пункт логического анализа языка науки, согласно Б. Расселу.
джастификационизм(от англ. justification обоснование) позиция в методологии науки, которая состоит в том, что научное знание можно обосновать сведя его к базисным высказываниям, которые представляют собой базисные фактуальные предложения и аксиомы. Джастификационизм проти
дисциплинарная матрицапонятие, введенное Т. Куном для уточнения понятия «парадигма». «Дисциплинарная матрица» научного исследования включает в себя: 1) обобщения, имеющие характер физических законов, допускаемых «дисциплинарной матрицей», и предписаний вытекающих из этих закон
индуктивное умозаключениеумозаключение, имеющее вероятностный характер, в котором связь посылок и заключения опирается не на логические законы, а на фактическое или психологическое основание.
индукция1) (от лат. inductio наведение) процесс логического вывода, основанного на переходе от частных посылок эмпирического характера, т. е. выводимых из опыта или сводимых к чувственным данным (ощущениям, восприятиям), к общим заключениям.
2) движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Тесно связана с дедукцией. Логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от
3) движение знания от единичных утверждений к общим положениям. тесно связана с дедукцией. логика рассматривает индукцию как вид умозаключения, различая индукцию полную и неполную. психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами и строением мыслительной деятельности в целом. пример экспериментальных исследований индуктивных рассуждений – опыты с образованием искусственных понятий.
4) (от лат. inductio – наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному. противоположность – дедукция. знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, – это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы – индуктивные законы. метод индукции в простейшем случае: из того, напр., обстоятельства, что s и p (временным или пространственным образом) были связаны между собой, будь то один раз или больше, заключают, что они постоянно связаны или будут связаны. это заключение является, конечно, лишь вероятным, но не абсолютно достоверным. индуктивным выводом является, напр., следующий: «золото, серебро, железо и др. суть металлы. золото, серебро, железо и др. тяжелее воды. следовательно, все металлы тяжелее воды». вывод был правильным до тех пор, пока не открыли калий. индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже сократ (в области морали) и эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается фрэнсисом бэконом, юэллом, джоном стюартом миллем и др. она состоит в том, что предположение о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или возникшее каким-то другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей достоверности. индукция приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции; особенно большое значение имеет индукция для естественных наук. фрэнсис бэкон говорит в «новом органоне» (1620), что эмпирия не поднимается над отдельным, она всегда движется лишь от опыта к опыту, от наблюдения к наблюдению; напротив, индукция из наблюдений и опытов выводит причины и общие положения, а потом снова проводит новые опыты и наблюдения на основе этих причин и общих положений или принципов.
5) , в биологии -1) взаимодействие процессов возбуждения и торможения; торможение в группе нейронов вызывает (индуцирует) возбуждение (положительная индукция), которое индуцирует торможение (отрицательная индукция)...2) воздействие путем контакта одних частей зародыша, т. н. индукторов, на другие его части; определяет направление их развития.
6) (от лат . inductio - наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов (см. дедукция).
интроспекция1) метод самонаблюдения.
2) метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). Состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использова
3) метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=> самонаблюдение; моноспекция). состоит в наблюдении собственных процессов психических, без использования инструментов или эталонов. согласно дж. локку, есть два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. на первые направляются внешние чувства и в результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. вторые, к коим относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством – рефлексией. итак, даны два важных утверждения:
4) (от лат. introspectare – смотреть внутрь) – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. в дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая томаса гоббса, джона локка, джорджа беркли, дэвида юма, джеймса милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии вильгельма вундта, освальда кюльпе, э. б. титченера. для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. в этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. вундт и титченер, так же как и кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. франц брентано и кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. к 40-м годам как концепция дуализма, так и термин «интроспекция» в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. в действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода. последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).
5) (от лат . introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.
языковых каркасов теориякарнаповская теория, показывающая правомерность высказываний об абстрактных сущностях в современной науке, несмотря на то, что они противоречат принципу эмпирической редукции и не могут быть сведены к протокольным предложениям, выражающим данные непосредс